22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А уже спустя месяц на Москву начали сбрасывать фугасные и зажигательные бомбы. План Гитлера был однозначен - Москва должна исчезнуть с лица земли, как оплот коммунизма и как столица СССР. Подобную участь готовили и иным городам…
Зачем бомбить столицу?
Первой и главной задачей при бомбардировках столицы немцы объясняли возможность лишения СССР руководящего государственного аппарата. Лишь затем озвучивались планы Гитлера по стиранию с лица земли советских городов. Дело в том, что все негерманцы, согласно расовой доктрине Гитлера - являлись скотом, подлежащим либо уничтожению, либо влачению рабского существования. И процесс, который должен был привести негерманские народы к такому положению требовалось начинать с обезглавливания этого “стада псевдоцивилизованных приматов”.
Бомбардировкам столицы СССР отводилось весьма важное значение в плане “Барбаросса” - вплоть до того, что фюрер оказался взбешён фактом, что спустя три недели после вторжения, немецкая армия не только не подобралась к стенам Москвы, но и тем, что на город до сих пор не совершались авианалёты. Поэтому, своим личным приказом от 14 июля 1941 года он потребовал незамедлительно начать воздушные налёты на город с целью “недопущения эвакуации русского правительственного аппарата”. А это означало, что бомбить нужно в первую очередь вокзалы и аэродромы, а затем планомерно стирать город с лица земли - чтобы члены “русского правительственного аппарата” не смогли спрятаться в подвалах или развалинах. Самое смешное в данной ситуации заключалось в том, что воздушные налёты должны были стать местью за налёты на Бухарест и Хельсинки.
В итоге к 20 июля уже был определён список пилотов, которые будут совершать авианалёты (немцы знали, что от атак с воздуха столица прикрыта очень неплохо), а Бруно Лёрцер (командир выделенного для данной ситуации подразделения) уже бегал выбивать необходимые для налётов снаряды. Укомплектовать машины удалось лишь к 21 июля, когда потрясая бумажкой, подписанной фюрером, генерал-фельдмаршал Кессельринг, который командовал Вторым воздушным флотом Люфтваффе, потребовал выдать необходимое. Машины снарядили очень быстро - и генерал-фельдмаршал произнёс торжественную речь, вдохновляя пилотов на подвиги.
А что в Москве?
В столице тем временем усиленно предпринимали действия по маскировке зданий, усиляли противовоздушную оборону города, путали карты противника, маскируя ландшафт. Помимо этого, отряжали целые отряды как военных, так и гражданских добровольцев, которые должны были следить за соблюдением правил светомаскировки, а при необходимости - участвовать в тушении зданий. Некоторым из них “выпадала честь” дежурить на крышах - следить за тем, чтобы при попадании зажигательных бомб не случалось пожара. Для этого на крышах размещались багры, ёмкости с песком, но иногда дежурившим приходилось сбрасывать маленькие “зажигалки” чем придётся.
Итак, дежурных назначили, ландшафт спутали, светомаскировку в тёмное время суток навели, а чем защищались? А для защиты Москвы от вражеской авиации существовал Первый корпус противовоздушной обороны, имевший на вооружении около тысячи зенитных орудий разных калибров, а также до трёхсот зенитных пулемётов. Размещённые на ключевых точках вокруг города и в нём, они обеспечивали неплохое прикрытие, а для особых случаев - в воздух поднимались истребители. Всё это позволило не допустить серьёзных разрушений города - немного забегая вперёд, можно сказать, что из 7146 вылетов на Москву (до января 1942 года включительно), относительно успешными (долетели и отбомбились) признано лишь 229 вылетов. Остальные были либо отогнаны на подходах к городу, либо сбиты - хотя и тех 229 самолётов, прорвавшихся к столице, сумели “навести шороху”...
Хронология налётов
В ночь с 21 на 22 июля немецкие бомбардировщики поднялись в воздух. Всего в тот день в воздухе побывало 220 самолётов, они шли на город четырьмя колоннами, в течении пяти часов сбрасывая бомбы и листовки. При этом немецким лётчикам приходилось отчаянно маневрировать, уводя свои машины от зенитного огня и истребителей РККА. Всего в ту ночь немцы потеряли 22 самолёта, однако результатов бомбардировки практически не возымели. Большинство самолётов было отогнано от столицы, а те, что сумели прорваться, не смогли определить цели, уворачиваясь от зенитного огня и отбомбились, как смогли.
На следующий день на Москву вылетели ещё 200 бомбардировщиков и вновь не очень результативно - ни одна из всех намеченных целей (Кремль, здание ЦК ВКП (б), МОГЭС, пороховой завод, Белорусский вокзал) не пострадала. Зато тяжёлая бомба повредила перегон между станциями метро Смоленская и Арбат, пробив перекрытия, другая - наземную эстакаду Смоленского метромоста, ещё одна разорвалась возле входа на станцию Арбат. В эту ночь погибло около 60 человек.
Тем не менее, метро считалось надёжной защитой от бомбардировок, прежде всего из-за глубины залегания станций. Благодаря метрополитену множество москвичей спаслось от гибели, а во время бомбардировок в метро проходили лекции, организовывались кружки. Происходили и радостные события - к примеру, за 9 месяцев в метро родилось 217 детей.
В ночь с 10 на 11 августа состоялся последний крупный авианалёт, в котором участвовало около ста бомбардировщиков, в котором немцам всё-таки удалось отбомбиться по Кремлю - одна бомба упала возле Никольской башни. После этого в Люфтваффе решили сменить тактику - совершать налёты не большими, легко обнаруживаемыми группами, а мелкими группами, которые сложнее обнаружить в ночном небе. Правда, в октябре-ноябре, пользуясь близостью к столице, немцы обнаглели и совершали авианалёты и днём, демонстрируя свою “мощь”. Причём самые сильные повреждения город понёс лишь 28 октября, когда тяжёлые бомбы попали в здание ВКП (б), пробили крышу Большого театра и на ул. Горького (ныне Тверская). Тогда погибло около 150 человек, зданиям был нанесён большой, но не фатальный урон.
Со временем интенсивность налётов начала снижаться - сказывалось истощение резервов Люфтваффе, опыт сил ПВО РККА, битва за Москву и прочие факторы. К лету 1942 года бомбардировки столицы СССР стали редкими, а последняя бомба на город упала летом 1943 года. Грубо говоря, за 2 года фатальных разрушений и громадных человеческих жертв удалось избежать, а правительственный аппарат так и не был эвакуирован - говорят, в последнем есть немалая заслуга лично Сталина, но проверить эту информацию у меня пока не было возможности.
Заключение
Планам по стиранию Москвы с лица земли не суждено было сбыться. Виной тому - сплочённость советского народа, который единым фронтом выступил на борьбу с захватчиком. Каждый житель города делал хоть что-то, усложняющее немцам ориентирование, бомбардировки, участвовал в тушении и предотвращении пожаров. Народ понимал - лишь единство спасёт Родину и каждый был в ответе за её спасение. Так и победили.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, поддерживайте публикации своими лайками и комментариями – впереди ещё много интересного!