История и не такие выкрутасы знает, тем более, что авианосец был экспериментальный. Несмотря на то, что США считались родиной авиации и именно здесь впервые аэроплан взлетел с корабля и сел на него, была изобретена катапульта для самолётов и аэрофинишёр, - к концу Первой мировой войны американцы оказались в роли отстающих.
К тому времени англичане уже имели 4 авианосца, перестроенных из других кораблей и строился первый, изначально спроектированный как авианосец, также, как и в Японии, - а США вбухивали все средства в постройку шести линкоров и шести линейных крейсеров, не считая сотен эсминцев.
Однако контр-адмирал Уильям Моффет ,
известный как "Воздушный адмирал", считал, что у флота должна быть своя авиация, независимая от ВВС, а где же ей базироваться, как не на специально созданных для этого кораблях? Но какими им быть? Денег катастрофически не хватало и пошли уже проторённым путём. Выбор пал на военный транспорт-угольщик USS Jupiter
Первая заклёпка была забита в его корпус 18 октября 1911 г.
Он стал первым на американском флоте турбо-электроходом и первым кораблём в истории, прошедшим Панамским каналом с запада на восток ещё в 1914 году, когда до окончательной сдачи канала в эксплуатацию оставалось ещё 6 лет. Поскольку он был военным кораблём, то имел на вооружении четыре 127-мм орудия:
Первым его командиром был коммандер Джозеф Мейсон «Бык» Ривз. На снимке он уже в звании контр-адмирала:
Командовал углевозом он около года, но позже вернулся на него уже в качестве командующего флотской авиацией, сменив несколько должностей и получив авиационную. подготовку.
Корабль не предполагалось вводить в боевой состав и это оказалось благоразумным решением, поскольку с самого начала вскрылась масса проблем, которые надо было решить, прежде, чем браться за серийную постройку авианосцев. Выбран он был из-за огромного размера своих трюмов. В носовом угольном трюме было оборудовано хранилище авиабензина, в четвёртом был размещен погреб боеприпасов, а также привод самолётоподъёмника. Оставшиеся четыре трюма использовались для хранения самолётов.
Переоборудованный корабль уже под названием USS Langley (CV-1) вступил в строй 20 марта 1922 года
Его авиагруппа первоначально насчитывала всего 14 машин, при этом у корабля фактически отсутствовала ангарная палуба – самолёты с демонтированными плоскостями хранились в бывших угольных трюмах и поднимались оттуда с помощью двух кран-балок, расположенных под полётной палубой. После подъёма самолёты собирались на бывшей верхней палубе, после чего, опять же кран-балкой, помещались на платформу самолётоподъёмника, расположенную между двумя парами «самолётных» трюмов и возвышавшуюся на 2,4 м над уровнем палубы. И только затем его можно было поднять на полётную палубу. Как нетрудно догадаться, для того, чтобы вернуть самолёт в трюм, все эти операции надо было повторить в обратном порядке. Сборка самолёта на платформе подъёмника:
Ходовой мостик. Можно представить себе, какой с него открывался обзор
Лейтенант-коммандер Вирджил Чайлдерс («Сквош») Гриффин-младший, совершил первый взлет, управляя истребителем VE-7SF корпорации Chance Vought с палубы авианосца «Лэнгли» ( CV- 1) 17 октября 1922 года:
Самолёт на пневматической катапульте:
Пилот Тони Фэр приземляется на борт в 1923 году. Так выглядел тогда гак, цеплявшийся за аэрофинишёр.:
Не всё шло гладко:
Подобные происшествия в то же время способствовали совершенствованию технических устройств и организации полётов
В результате учинённой Джозефом Ривзом жесточайшей муштры как лётного состава, так и палубной команды, стало постепенное сокращение интервала между посадками до всего лишь 90 секунд на самолёт. А кроме того численность авиагруппы уже не была жёстко ограничена вместимостью трюмов и «недоангарной» палубы авианосца – теперь она зависела, в первую очередь, от площади полётной палубы и выучки личного состава. Поэтому вскоре количество самолётов на борту «Лэнгли» увеличилось с исходных 14 машин сначала до 24, затем до 36, а концу 1927 года составило уже 42 машины, то есть ровно в три раза больше, чем первоначально.
Вот авианосец у причала:
Его трубы во время полётов поворачивались в горизонтальное положение, а палубная команда переходила на опущенные сетки ограждения:
Отработка палубных расчётов. Шутер тогда выглядел так:
Теперь он выглядит так:
На нём также испытывалась новая техника:
Полёты автожира Pitcairn XOP-1:
USS Langley в Панамском канале:
А что там насчёт голубей? Дело в том, что с радиосвязью на них тогда было ещё слабовато. И пилоты самолётов-разведчиков брали с собой голубей из корабельной голубятни, чтобы посылать с ними сообщения. Вот она, обведённая кружком:
Когда радиосвязь стала более доступной, вместо голубятни оборудовали каюту старпома.
Авианосец Langley за свою карьеру в ВМС США предоставил военно-морским летчикам подготовку и опыт, необходимые для новой эры морских войн. Американские авианосцы, построенные с учетом уроков, полученных на « Лэнгли» , служили на протяжении всей Второй мировой войны, и по сей день продолжают оставаться важным компонентом вооруженных сил США.
А авианосец в 1937 году претерпел новую перестройку - его превратили в носитель гидросамолётов
27 февраля 1942 года к югу от Явы Лэнгли был атакован группой двухмоторных средних бомбардировщиков Императорского флота Японии Mitsubishi G4M «Betty»
Уклонившись от нескольких взрывов, Лэнгли был поражён шестью бомбами. Из-за пожара и затопления машинного отделения экипаж был вынужден покинуть корабль. Лэнгли был торпедирован эсминцем сопровождения USS Whipple (DD-217), чтобы предотвратить захват противником.
На снимке повреждённый авианосец и эсминец, который его добьёт:
Ещё на сходную тему:
.................................................................................................................................................................