Ни для кого не секрет, что в авианосцы переделывали крейсера и линкоры, а также сухогрузы и даже пассажирские лайнеры. Не минула эта участь и танкеры, давайте поговорим о четырёх из них.
Основным условием пригодности для переоборудования должны были быть размер и скорость. Конечно, речь шла о создании эскортных или конвойных авианосцев, не столь крупных как тяжёлые, нужда в которых резко возросла с началом Второй мировой войны. И условиям этим отлично соответствовали танкеры типа Cimarron. Наш герой, эскортный авианосец " Сангамон" изначально был построен как танкер "Эссо Трентон"
Спущен на воду 4 ноября 1939 года. Его "крестной матерью" была миссис Клара Эссельборн, мать г-на Германа Дж. Эссельборна, менеджера Оперативного отдела Морского департамента Standard Oil Company из Нью-Джерси. Это был один из самых быстроходных танкеров своего времени, в грузу он развивал скорость порядка 18 узлов благодаря своим паровым турбинам в качестве двигателей. Длина 169 метров, ширина 23, полное водоизмещение около 26 000 тонн.
15 декабря он вышел в свой первый рейс в составе флота компании "Эссо", а за 10 месяцев 1940 года успел совершить 21 рейс в страны Персидского залива. В октябре того же года был приобретен ВМС США и переименован в USS «Сангамон». Вот он уже в военной окраске:
До февраля 1942 года перевозил топливо в интересах ВМС, после чего на верфи Норфолка началось его переоборудование в авианосец. И вот каким он стал в результате :
Полётная палуба длиной153 м и шириной 25, два подъёмника для самолётов, одна катапульта (после модернизации их стало две), 25 самолётов, команда 830 человек. Кстати, посмотрите, как была решена проблема дымовых труб. На снимке систершип "Сангамона" авианосец "Санти":
Мы ещё познакомимся и с ним, а пока продолжим о "Сангамоне". В августе 1942 года он вошёл в строй. Так выглядела его полётная палуба в октябре:
Кстати, как бывший танкер, он был способен перевозить до 13 000 тонн нефтепродуктов. "Сангамон" участвовал в оперции по высадке союзнических войск в Северной Африке. С января 1943 года перешёл на Тихий океан. Участвовал охране конвоев и обеспечении авиацией боевых действий при захвате Гуадалканала и атолла Тарава. До января 1944 года повреждений не имел.
25 января при посадке истребитель врезался в стоявшие на палубе самолёты. Пламя возникшего пожара достигало мостика, ну вы видите на снимке, что надстройка совсем небольшая. Пожар ликвидировали за 8 минут, однако за это время погибли семь человек, а ещё семеро были тяжело ранены. Пятнадцать, спасаясь от огня, выпрыгнули за борт, найти удалось только 13 из них.
Потом штурм Кваджалейна, атолла Эниветок, далее он учствовал практически в большинстве операций на Тихом океане. И 4 мая 1945 года подвергся атаке камикадзе. В 19:33 смертник сбросил бомбу и врезался в авианосец. Бомба и части самолета проникли сквозь палубу и взорвались внизу, разбрасывая пламя и осколки во всех направлениях. Первоначальные повреждения были значительными, на лётной палубе, ангарной палубе и топливной палубе вспыхнули пожары, связь с мостика была потеряна в течение 15 минут, и вскоре корабль вышел из-под контроля.
Борьба с пожарами продолжалась до 22:30. Корабль снова получил возможность управляться, но связь некоторое время осуществлял с помощью бортовой радиостанции своего единственного уцелевшего самолёта. Так выглядела палуба после боя:
Потери личного состава составили 11 убитыми, 25 пропавшими без вести и 21 с тяжелыми ранениеми. При этом серьёзные повреждения получил эсмнец "Хадсон", пришедший на помощь авианосцу. Сперва он снёс часть своей надстройки о свес полётной палубы "Сангамона", а потом на его собственную палубу сбросили горящий самолёт с авианосца, причём упал он на глубинные бомбы. В итоге эсминец получил повреждения, сравнимые с повреждениями "Сангамона" и практически такие же потери личного состава. Зато вошёл в исторю как эсминец, спасший авианосец, он сумел подать 16 пожарных шлангов.
12 июня авианосец прибыл в Норфолк и приступил к ремонту, но тут войне пришёл конец и восстанавливать его посчитали нецелесообразным. 1 ноября он был исключён из списков ВМС.
Но на этом его судьба не закончилась. В1947 году его снова превратили в танкер, но под прежним военным названием "Сангамон".
Он проработал поочерёдно в нескольких судоходных компаниях до 1959 года и порезан на металлолом в Осаке в 1960-м.
Ещё об авианосцах:
Нелёгкая доля авианосцев
Американские авианосцы против японских пикировщиков
Когда авианосцы показали себя хорошо, а когда плохо
.......................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь