Предположение о том, что время создания двух картин (1797 год) не случайно и не является совпадением, а напротив закономерно, подтолкнуло меня к поиску информации о том, какое событие могло побудить задокументировать Богословский и Петропавловский заводы. На тот момент времени они принадлежали Государственному ассигнационному банку, который приобрёл их в 1791 году у братьев Походяшиных, поэтому их называли Банковскими заводами.
В конце 1796 года скончалась императрица Екатерина II, и на трон Российской империи взошёл её сын, Павел. Своим указом от 19 ноября 1796 года он восстановил упразднённую его матерью Берг-коллегию. Это государственное учреждение решало вопросы, связанные с организацией поиска руд и их экспертизы, отводом земли под заводы и рудники, обеспечением их рабочей силой, приглашением на российскую службу иностранных мастеров, выполнением обязательств заводчиков перед казной и прочие. С выходом указа все частные и казённые уральские горные заводы переходили в ведение Канцелярии главного правления заводов со штаб-квартирой в городе Екатеринбурге. Следующим указом императора Павла от 4 января 1797 года Главным начальником и директором Канцелярии был назначен Аникита Сергеевич Ярцов (1737–1819), в то время вице-губернатор Владимирской губернии. Ярцов прибыл на Урал в марте 1797 года и сразу начал сбор сведений о заводах, начиная от оценки казённого имущества, припасов, сырья и материалов и заканчивая количеством служащих, мастеровых и работных людей. 3 мая 1797 года в Екатеринбурге была открыта Канцелярия главного правления заводов, в подчинение которой перешло Богословское банковское заводоначальство.
Я предполагаю, что именно главный начальник Канцелярии А. С. Ярцов мог быть инициатором и дать распоряжение своим подчинённым задокументировать вид Банковских горных заводов, представив отчёт в виде рисунка. Вероятно, подчинённые Ярцова не стали приглашать художника со стороны, а нашли хорошо рисующего человека среди служащих завода. Поиск автора иллюстрации по фамилии F. Hellmann (в русской транскрипции Ф. Гельман) привёл меня к справочнику М. С. Бессонова «История Северного Урала в лицах». В книге указано, что Фёдор Фёдорович Гельман (1774–1826) окончил в 1796 году Горное училище (где рисование было одним из обязательных предметов) в Санкт-Петербурге, а в 1797 году он поступил на службу в Богословский завод на должность берг-пробирера (специалиста, определяющего количество чистого металла в рудах). В 1798 году Гельман поступил на службу в Екатеринбургскую лабораторию, а в 1803 году был произведён в минцмейстеры Монетного двора в Санкт-Петербурге. На этой должности он отвечал за соблюдение технологии изготовления монет, а также за их качество. Инициалы минцмейстера (как знак качества изделий) чеканили на лицевой стороне монет под государственным гербом.
Я предполагаю, что летом 1797 года берг-пробиреру Банковского Богословского завода Ф. Гельману было поручено выполнить рисунки Богословского и Петропавловского медеплавильных заводов. Ф. Гельман справился с поручением, и затем его рисунки были отправлены в Екатеринбург директору Канцелярии главного правления заводов А. С. Ярцову. Это всего лишь моё предположение, не более того.
Если у вас, мои подписчики, есть свои версии на счёт авторства иллюстраций или их заказчика, можете написать в комментарии, и мы обсудим их.
Источники: 1. Бессонов М.С. История Северного Урала в лицах (1589–1917): Биографический справочник. Выпуск первый (А–Д). Екатеринбург, 2011
2. Тулисов Е.С. Канцелярия Главного заводов правления «второго бытия» (1797–1802 гг.) // Урал в прошлом и настоящем. Екатеринбург, 1998
Если вам интересно узнать, какое изображение Богословского завода самое раннее, советую прочитать эту статью!