Найти тему
2,5K подписчиков

Что делать, если падает успеваемость в школе?

 Жизнь – это бесконечная карусель мелких и серьезных жизненных решений. Те, кто умеет их совершать, получают удовольствие от этого.

Жизнь – это бесконечная карусель мелких и серьезных жизненных решений. Те, кто умеет их совершать, получают удовольствие от этого. Но большинство старается спрятаться, убежать, уйти от ответственности, переложить на другого, лишь бы не было страшно, что решение было неверным или недостаточно результативным. Помните пример с сорокалетним сыном, который возит тележку за своей пожилой мамой, спрашивая, что брать? Психическое развитие остановилось на уровне семилетнего ребенка.

Двигаться по реальному миру объективно сложнее, чем по цифровому. То и дело сталкиваешься с трудностями, которые всплывают на пути к цели, и возникает автоматическая реакция – страх, неуверенность, поэтому лучше вообще ничего не предпринимать. Так формируется привычна к избеганию.

В семье постоянно должен подниматься вопрос: «Что ты решил? Как планируешь действовать? Когда начнешь? Когда сделаешь перерыв?» Обратите внимание, что родитель передает возможность самостоятельного выбора в тех зонах, которые по силам на данном этапе развития. У всех он разный. Некоторые дети не могут без посторонней помощи понять, что надеть, что взять с собой, сколько время до выхода. Они не особо понимают, какое сейчас время и какие задачи перед ними стоят. А потом они начинают бороться за власть, с которой не умеют справляться.

Когда мой сын садится делать уроки, я часто обращаю его внимание, чтобы работал над почерком. В один из дней он мне ответил: «Зачем ты мне каждый раз это напоминаешь? Это же мне надо?» В этот момент я порадовалась, потому что в голове зафиксировалась установка о том, что обучение – это, в первую очередь, твоя ответственность. Никто учиться за тебя не собирается, поэтому либо ты предпринимаешь усилия, либо результаты будут хуже с каждым годом. Такая установка помогает принимать самостоятельное решение, а дальше уже появляется мотивация направлять произвольное внимание на выполнение домашней работы. Хотя фактически это намного сложнее, чем бесцельно дрейфовать по виртуальному пространству.

У большинства современных детей снижена заинтересованность в движении в реальном мире, но это происходит только потому, что ребенка больше наказывают, чем оказывают помощь и мотивируют. Поэтому важно хвалить и вместе радоваться любым самостоятельным «надо-решениям». Именно в этих точках происходит сознательный выбор, а не когда взрослый, часто силой пытается заставить что-то сделать. Очень скоро психика столкнется с вопросами, более сложными, чем сейчас. Продолжить тусоваться на вечеринке или идти домой, потому что завтра надо будет готовиться к предстоящим экзаменам. Чем старше, тем сложнее выбор. Поэтому простое ограничение экранного времени не сформирует тех решений, которые мы часто ждем. Сорняки растут бесконтрольно, а вот зерна успеха требуют непрерывных разговоров и постоянных усилий.

Даже, если на данном этапе сын или дочь не отлипают от гаджета ни на минуту, старайтесь воссоздать атмосферу сотрудничества, проводить больше времени за общением, обсуждать дальнейшие планы, актуальные профессии. Важно демонстрировать заинтересованность, помогать с выбором, но не навязывать свой, как единственно возможный.

Вернемся к формуле «Из действий, которые родители планируют со своим ребенком, вычитаем то, что по факту сделано» и рассмотрим алгоритм действий, когда вы наблюдаете динамику снижения результатов. Раньше делал, сейчас с внутренним недовольством и напряжением попытки поговорить вызывают гневную реакцию, на вопрос, что происходит, следует ответ – ничего. Явное изменение поведения является следствием различных внутренних причин. Причем запустить процесс изменения может все, что угодно – от скрываемой ото всех влюбленности, до распространенного сейчас кибербуллинга, когда происходит системная травля, и никто из взрослых об этом не в курсе. Но я хочу остановиться на механизме заражения новыми идеями.

Дети постоянно пребывают в потоке бесконечной информации, как правило, очень низкого качества. Для примера возьмем чистую воду. Но, в случае попадания в нее одного кристалла красителя, вся вода окрасится в другой цвет. По такому же принципу происходит процесс «заражения» какой-то идеей. Попадая в сознание, она может полностью изменить поведение человека. Социальный психолог Гюстав Лебон сформулировал этот процесс, как замена сознательной деятельности бессознательной властью толпы.

Допустим, школьник попадает в какую-то новую группу, начинает вести там активность. Со временем эта жизнь заполняет все большее жизненного пространства. Ребенок начинает идентифицировать себя с членами этой группы. Как следствие, происходит снижение значимости в других активностях, как вариант – бросает кружок или спортивную секцию, в которой занимался с детства. В этом случае происходит полная перестройка расписания. Такие процессы происходят абсолютно в каждой семье, но часто реакция взрослых только усиливает вовлечение в деструктивные группы.

Я, в целом, рекомендую осторожно относиться к бесконтрольным наказаниям экранным временем. Например, если ребенка каждый день пороть ремнем или ставить в угол, то он быстро адаптируется, и с экранным временем – такой же результат. А в случае действительно серьезных происшествий, способов у семьи будет меньше. В любом возрасте можно корректировать поведение через грамотно выстроенное расписание и точечную коррекцию, иным словами, пока есть возможность обсуждать и договариваться, то это самый лучший вариант. Но, в случае, когда семья планирует, обсуждает, но динамика результатов идет только вниз – это повод для полной остановки.

Дети, попадая в какую-либо группу, очень восприимчивы к любому внушению, поэтому, двигаясь в цифровой среде, они одновременно осваивают мир, при этом собирают много ментального мусора. Отсюда корни проблемы всего поколения – гиперактивность и невнимательность. Детям, в целом, сложно сосредоточиться на чем-то одном, так как их мозг находится в постоянной обработке входящего потока информации. Если вы видите, что с ребенком происходят личностные изменения, то задача просто действовать адекватно. Первое, выйти из зоны реакционного воспитателя и разговаривать в нейтральное время.

Чаще всего 90 процентов обратной связи в таких ситуациях неэффективно, поэтому начинать необходимо с постановки задачи – нужно, чтобы он/она меня услышал, надо учиться, как минимум, выходить из состояния быка, у которого из ноздрей вырывается пар. Самый лучший вариант, это через рассуждения прогнозировать последствия выбора. Кто играет в шахматы, знает, что игрок сначала перебирает все возможные варианты ходов или даже комбинацию, которая приведет его к поставленной цели. Это родитель понимает, что его ребенку не нужно ежедневно бежать вот в это сообщество, потому что по итогу оно оказывает на личность дурное влияние. А сам школьник думает, что это самая прекрасная тусовка в его жизни, с ней он на данном этапе развития ассоциирует свое ощущение собственного счастья.

Лучше сместиться к собственных аксиом на постановку гипотез, например, выражение: «Не смей общаться в этой группе, там одни неудачники, которые учиться не хотят» заменим на: «Давай представим, что будет с этими школьниками? Они сейчас учиться особо не хотят, следовательно, скорее всего получать высшее образование не пойдут, наверное, так и будут дальше в интернете сидеть…». Получается, что любые действия – это выбор направления движения. Как гроссмейстер способен продумать все возможные комбинации, так и современный родитель должен уметь в абсолютно спокойном режиме, не сильно касаясь личности собственного ребенка, показывать последствия, которые будут у того или иного решения. Самое главное, чтобы не встречать сопротивления ребенка со словами: «Да ты ничего не понимаешь!», обозначать различные варианты развития событий. А вот решение, то есть выбор, передавать ребенку со словами: «Думай своей головой».

Мы не можем каждый раз тусоваться рядом, превращаться в следователей, которые бегают за взрослой детиной и пытаются управлять его поведением. Но мы можем показывать и останавливать череду выборов, ведущих в пропасть. Конечно, даже развитие любой зависимости, это совсем не крах жизни. Просто это деньги на реабилитацию, а самое главное – потерянное время и часто здоровье.

Так же можно фиксировать потери: что можно упустить, если перестать, допустим, заниматься спортом. Не будет летних спортивных лагерей, новых побед, интересных друзей и дней рождений с ними. Ежедневно детское сознание принимает сиюминутные решения. Так вот, когда дети понимают последствия, они начинают делать их не под властью эмоциональных импульсов и инстинктов, а более рационально и взвешенно. Самый лучший способ закончить такой разговор – это дать время подумать, взвесить, проанализировать. Поэтому фиксируйте сказанное фразой: «Решать тебе!» В данном случае, если семья принимает решение о том или ином ограничении экранного времени, то нужно обязательно проговаривать что, собственно, они хотят от ребенка? А целью является личное осознание влияния группы, нового друга или целого сообщества, или любой другой возможной причины на свою жизнь. И тогда условием возврата гаджетов является договоренность вокруг той же формулы – корректировка действий: вместе планируем, вместе анализируем сделанное, радуемся любым успехам, даже самым незначительным.

Продолжение_тут