Найти тему
@uspeh_rebenka

Почему развивается детская интернет зависимость?

Итак, направление, по которому пойдет психосоциальное развитие задается, в первую очередь, семьей и школой. Представление о своих способностях дети получают от нас, взрослых через обратную связь, которая может развивать зависимую часть личности, или наоборот, такие качества, как ответственность, самостоятельность, веру в себя.

Современный родитель обладает умениями сознательного формирования «Я-концепции», то есть направляет внимание на то, чему нужно учиться, что уже хорошо получается, какая динамика в целом. Поэтому фокус не на настоящем с бесконечными недостатками, а на возможностях и перспективах выбора, который необходимо для этого делать. Проблемы есть всегда, они не замалчиваются, а выносятся на обсуждение и решаются. В результате, по мере взросления, формируется так называемая степень зрелости, это показатель развития, который не зависит от возраста, но важно учитывать данный фактор при воспитании.

Первый уровень – ребенок, который говорит: «Я ни за что не отвечаю». В мозаике знаний о себе он не видит ту зону личной ответственности, на которую он должен влиять своими усилиями. Он является частью целого, при этом навыков самостоятельно решать проблемы, планировать и улучшать собственные результаты, не умеет. Рядом всегда есть взрослая фигура, которая все решает.

Второй уровень – подросток. На этом этапе формируется понимание и навыки отвечать только за себя. Это является фундаментом автономного мышления. Другими словами, образуется степень определенной зрелости и понимания, что собственные результаты являются следствием усилий, и наоборот.

Третий уровень – взрослый. В идеале к совершеннолетию личность должна сформироваться на этом уровне, это осознание того, что: «Я отвечаю за все, что происходит в моем мире, я являюсь творцом и созидателем всего хорошего и плохого, что со мной происходит, и я в состоянии это менять». На этом этапе лобные доли головного мозга проходят колоссальную трансформацию. Самое главное, не стоить ждать осознанного поведения, на которое ребенок пока что не способен, не требовать тех результатов, на которые он ни физически, ни эмоционально не готов. Реальная способность выстраивать и корректировать свое поведение приходит только с опытом, причем как с положительным, так и не очень. Самое важное, адекватный родитель понимает, на сколько сложно бывает современному ребенку справляться и адаптироваться в постоянно изменяющемся информационном потоке, и тем более формировать свою персональную идентичность. Нужно помогать преодолевать трудности, поддерживать любые «надо-решения», копить реальный опыт, собирая вокруг него внутренний стержень, который дальше будет начальной точкой самоопределения.

Глобально проблема зависимостей не затрагивает те семьи, в которых взрослые нацелены на том, чтобы вместе формировать и накапливать успехи и достижения. Тогда гаджеты в системе миропонимания такого ребенка занимают совершенно другую роль – это средства достижения следующих целей, средства коммуникации, которые просто помогают моему продвижению и реализации.

Посмотрите, насколько данная картина мира отличается от личности с признаками интернет-зависимости, когда гаджеты воспринимаются, как главный источник счастья, все мысли сосредоточены вокруг планирования своих действий в цифровом пространстве, а при запрете наблюдается тревога, злость и признаки депрессии.

Поощряйте с детства то поведение, когда ребенок делает грамотный выбор, руководит собой, планирует какую-то задачу и переключается на ее выполнение спонтанно, по собственному желанию, когда делает то, что может, не перекладывая ответственность на других. Стройте «Я-концепцию» вокруг когнитивной установки: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я».

Продолжение_тут