Шесть недель – всего столько Германскому Рейху, а вернее его вооружённым силам, понадобилось, чтобы победить Францию, армия которой считалась на тот момент самой сильной в Европе. Если сказать, что тогда все удивились, значит не сказать ничего. Черчилль, понимая, что теперь вермахт обрушится на него, стал эвакуировать английские войска из Дюнкерка, да и Сталин уже не питал надежд на то, что капиталистические страны в грызне друг с другом ослабеют и забудут, хотя бы на время, о первом в мире Социалистическом государстве. Битва за Францию показала, что у вермахта появилось вундерваффе (супероружие), о котором они всегда бредили – это блицкриг.
Гитлер всегда утверждал, что автором плана «Гельб» (наступления на Францию, Бельгию и Нидерланды) являлся он, но на самом деле этот план был разработан начальником штаба группы армий «A» генералом Эрихом фон Манштейном. Согласно ему группа армий «Б» должна была связать боем основные англо-французские силы в Бельгии (на тот момент нейтральной стране), а основной удар должен был быть осуществлён по Франции через местечко Арденны, которое было лесо-гористой, и там затруднительно было действовать подвижными соединениями. Именно по этому, появления в Арденнах немецких танков никто не ожидал. Далее войска Германии должны были выйти к Атлантическому океану, и окружить союзные войска. Всё так и случилось.
Франция вместе с Англией объявили войну Германии после того, как та напала на Польшу, 3-го сентября 1939-го года. Заметим, что при этом СССР, который тоже вошёл в польские земли (а на самом деле свои, захваченные Польшей ранее) через две недели, не был подвергнут даже критике со стороны союзных лидеров. Английские войска высадились во Франции, правда вести войну никто не хотел, и на континенте началась «странная война» - без военных действий. Но, пока французы играли в футбол на линии «Мажино» (сеть бетонных укреплений между Германией и Францией), Гитлер готовил свой решительный удар.
10-го мая 1940 года войска вермахта были приведены в движение. В 5 часов 30 минут утра по кодовому сигналу «Данцинг» 18-я немецкая армия Группы армий «Б» захватила в Нидерландах её слабо оборонявшиеся северо-восточные провинции и достигла берега канала Эйссел, тем самым автоматически объявив войну Голландии. В результате стремительного наступления немецким силам удалось захватить неповреждёнными несколько мостов и по ним переправиться на другой берег. Танки вермахта быстро устремились вглубь страны, а их продвижение поддерживали пикирующие бомбардировщики, огневым вихрем сверху сметающие всё на пути стальных машин. В итоге, Голландия пала за 4 дня, а за ней последовал разгром и Бельгии.
Союзное командование, не предполагая, что это отвлекающий манёвр, а главный удар последует в другом месте, немедленно отдало приказ о выдвижении своей основной группировки в Бельгию, чтобы соединиться с полумиллионными армиями двух малых государств, втянутых в этот конфликт; тем самым собственноручно посылая свои армии в ловушку, устроенную штабом Манштейна.
Основные же танковые немецкие силы Группы армий «А», того же 10-го мая атаковали Арденны, и быстро стали выходить на просторы Франции. Ударом серпом танкисты вермахта, не встречая сопротивления ринулись к океану. Они не собирались поворачивать на Париж, о чём волновались французские стратеги, а вместо этого отрезали англо-французские части от тылов, и те оказались в самом большом котле Второй Мировой войны. В ловушку попали около миллиона человек, и большое количество, ставшей бесполезной без подвоза горючего и снарядов, техники. Правда союзные войска были прижаты к проливу Ла-Манш, и англичане смогли-таки эвакуироваться на кораблях к себе на остров.
22 июня 1940-го года Франция была разгромлена и капитулировала. Кстати, подписание акта произошло в том же вагоне в Компьенском лесу, в котором двадцать лет назад Германия подписывала унизительный мирный договор. Согласно условиям капитуляции, 3/5 территории Франции были отданы под управление Германии. Французские войска были разоружены, а содержать немецкие оккупационные войска должны были сами же французы.
Всего в этой компании участвовали 136 немецких дивизий, хотя большую часть работы сделал бывший кавалерист Эвальд фон Клейст, командир танковой группы «Клейста», в состав которой входили пять танковых дивизий из десяти, имевшихся на тот момент у Германии. Таким образом, Клейст фактически стал командиром первой в истории танковой армии. По сути, немцы использовали для разгрома Франции всего две Группы армий. Напомню, что СССР в итоге, выдержал удар 4-х Групп армий.
Силы союзников на начало операции составили 140 дивизий англо-французских военных сил, и сил нейтральных государств.
Потери немцев за 47 дней компании составили 56 тыс. убитыми и пропавшими без вести, союзники потеряли 106 тыс. убитыми и пропавшими без вести, и более 1,5 миллиона французских военных попали в плен и потом немцами использовались на работах.
Разгром Франции за столь короткое время показал всему миру силу немецкого блицкрига. Это был меч, который в итоге был повёрнут в сторону СССР, но благодаря войнам и командирам Красной Армии, а так же советскому Верховному Главнокомандованию, его удалось переломить и уничтожить. Прав был Сталин, который предлагал сделать в Европе систему коллективной безопасности, по которой любой агрессор должен был подвергнуться нападению всех стран, подписавших данный договор. Но европейские лидеры развитых стран думали, что смогут контролировать Гитлера, играя им, как марионеткой, и сами его вырастили. И доигрались!