Найти в Дзене
Стиль жизни

Забытый полк

Мама моя - Попова (в девичестве – Степанова) Татьяна Трофимовна - никогда правительственными наградами награждена не была. 

Она родилась в 1924-м году.

90-летие ее государство обошло вниманием. А пару лет тому назад, когда шумно праздновали очередную годовщину Победы, мизерную надбавку – 3000 рублей - украли. Во всяком случае, до адресата она не дошла. 

-2

Да и в самом деле, что такое «Трудовой фронт»? Сегодня об этом мало кто знает. Тем более на передовой она не была. Все сведения о Трудовом фронте в пафосных фолиантах ограничиваются «героическими буднями советского народа» и лозунгом: «Все для фронта, все для победы».  

-3

Мама на эту тему распространяться не любила, а после 94 лет уже не могла, память подводила. 

Все, что мы знаем: ее перед самой войной вывез из Питера ее брат – Алексей, иначе не появился бы спустя двадцать лет и я в этом городе «знакомом до слез». 

-4

Она вернулась в родную деревню Краснослудье, где ее семью в 30-х, деда Трофима и бабушку Анну раскулачили в пух и прах, взяли все, оставив лишь только дом, даже яблоневым садом нельзя было пользоваться, яблочки блистали соблазнительными боками, но красноармеец был страшнее желания отведать плоды от «древа познания».  

Вот в этом Краснослудье она с 41 до 45 и в буквальном смысле пропахала всю войну. 

Как? 

Не трудно догадаться. Поскольку лошадей тогда реквизировали для нужд фронта. 

-5

В трудовой книжке трудовые заслуги девушки, которой на тот момент исполнилось 17, отражены не были. В архиве Министерства обороны какие-либо сведения о трудовом фронте моей мамы отсутствуют.

Вроде бы ничего и не было. 

-6

Зато каждый год до последнего времени приходили типовые открытки от гаранта, который благодарил ее за ратный труд во время войны. Денег на эти открытки, видимо, уходит не мало. Во всяком случае, не меньше, чем пресловутая надбавка, которую украли.  

Поэтому официальная трудовая деятельность Поповой Татьяны Трофимовны начинается с 1949 года, когда она устроилась мотористкой на шахту «Эстонсланец».  

От Эстонии у нее остались довольно теплые воспоминания. А еще пару слов: хэтайга, пиим, курат – до свидания, молоко, черт!

Война отобрала у нее трех братьев: Федора, Михаила и Алексея. Они все погибли в 1942 году. 

-7

Мои дядья и мама отдали свою молодость и жизнь за родину. 

И мне кажется, что это и есть настоящий «Бессмертный полк»: без вести пропавшие ветераны войны и труда, участники «Трудового фронта», которых забыли при жизни. 

Это и моя мама – Попова Татьяна Трофимовна.  

-8

Забытый полк, таких много, эти старухи догнивают по больницам, домам престарелых, к ним нянечка не походит, за них заплатить некому. Покормили и то - ладно!

И моя мама уже ничего не понимала. И не помнила то, что было. 

А что было?

Посмотрите на эти старые выцветшие фотографии? 

-9

Мы уже едва различаем сквозь дымку эти замечательные, простые, лица. 

Лица наших бабушек и дедушек. 

Разве не так выгорит дотла и наше время? И эта бессмысленная и страшная война? И о нас также забудут, как и мы забыли минувшее? 

-10

И тех людей, без которых не было бы ничего. 

Не было бы и меня...