Президент России Владимир Путин подписал указ № 478 о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы 16 августа 2021 года.
В частности, приоритетной задачей Администрация Президента Российской Федерации видит усовершенствование порядка отчетности государственных и муниципальных служащих при предоставлении сведений о доходах и расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сообщений о склонении к коррупции.
Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы состоит из 16 разделов, и, как и в прошлые годы, мы видим, что особое внимание Президент уделяет в его первом разделе, посвященном совершенствованию системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности.
В данном разделе интересен ряд новелл:
- во-первых, предложения по регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
- во-вторых, по распространению на депутатов законодательных органов субъектов, не являющимися лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом № 273.
В тоже время, первый раздел Национального плана отличается отсутствием систематизации при его подготовке, что проявляется в разбросанности сроков исполнения, их несоответствия реальным возможностям и потребностям правоприменителя.
Анализ этого документа показывает, что в ближайшие годы мы увидим еще больше категорий работников, которым необходимо предоставлять сведения о своих доходах. Очень сложно согласиться с таким вектором развития, так как, прежде всего, необходимо совершенствовать законодательные основы определения понимания коррупции, а также - расширить круг лиц близких родственников при подаче ежегодных сведений. Но самое главное, необходимо будет предоставлять сведения государственным, муниципальным служащим и работникам только по запросам контрольных или надзорных органов.
Сегодня, «развивая» и расширяя систему запретов и ограничений, мы приходим только к увеличению кадрового аппарата и дополнительной нагрузки на государственных и муниципальных служащих. При этом, наказывая чиновников за выявленные нарушения по результатам проверок предоставленных сведений, тем самым, мы сами нарушаем законодательство, так как у большинства служащих в их действиях отсутствует материальный умысел.
Второй раздел общенационального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы посвящен не менее важному вопросу повышения эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Здесь мы видим возможность привлечения научного и экспертного сообщества для анализа правоприменительной практики и опыта ведущих зарубежных стран использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов и предоставления предложений по уточнению понятий: «личная заинтересованность», «конфликт интересов», «иные близкие отношения», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве». В тоже время, на наш взгляд, следует отдельно проанализировать ситуации, при которых, согласно законодательству, может возникнуть конфликт интересов у близких родственников. Сегодня законодательство о конфликте интересов привело только к увеличению бракоразводных процессов среди государственных и муниципальных служащих и исчезновению такого понятия как «потомственные династии педагогов, врачей, правоохранительных работников» и т.д.
Анализ иных разделов Общенационального плана противодействия коррупции позволил нам высказать ряд интересных, по нашему мнению, предложений:
- о наделении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации возможностью запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- о предоставлении Центральным банком Российской Федерации, информации, содержащейся в Центральном каталоге кредитных историй;
- о совершенствовании правового регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением преступлений коррупционной направленности, предметом которых являются цифровые финансовые активы, иные цифровые права, цифровая валюта;
- о проведении обучающего семинара для представителей средств массовой информации;
- об открытии в образовательных организациях программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность».
В целом, Антикоррупционной план противодействия коррупции представляет собой довольно разносторонний документ, затрагивающий многие аспекты и сферы профилактики, противодействия и борьбы с коррупцией. В документе определены 16 направлений антикоррупционной деятельности, разбитых на поручения, в том числе:
- совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, которые установлены в разных сферах деятельности;
- работа с конфликтами интересов и их предотвращение;
- подтверждение достоверности сведений о доходах и расходах;
- правовое регулирование ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;
- применение мер административного и уголовного воздействия; защита информации ограниченного доступа, полученной в ходе борьбы с коррупцией.
Общенациональный план получился более объемным по сравнению с предыдущим и посвящен проблемам и мерам, которые не затрагивались в предыдущие годы.
Сегодня ставится вопрос о внесении предложении по пресечению коррупции, ее профилактике с цифровыми финансовыми активами и цифровой валютой. Рассматриваются предложения по взаимодействию власти с предпринимательским сообществом, рекомендуются новеллы в образовании и просвещении.