Для целенаправленной реализации мероприятий по противодействию коррупции в РФ была сформирована Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460).
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции в РФ является искоренение причин и условий, которые порождают коррупцию в российском обществе.
Для достижения данной цели предполагается решить такие задачи:
1) сформировать соответствующие потребностям времени законодательные и организационные основы противодействия коррупции;
2) организовать исполнение законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создать условия, затрудняющие возможность коррупционного поведения и обеспечивающие снижение уровня коррупции;
3) обеспечить выполнение членами общества норм антикоррупционного поведения, вплоть до применения в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции осуществляется в соответствии с основными принципами:
1. Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации.
2. Использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции.
3. Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4. Конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
Национальная стратегия противодействия коррупции осуществляется по следующим направлениям:
1) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
2) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
3) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
4) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
5) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
6) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытыхаукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
7) расширение системы правового просвещения населения;
8) модернизация гражданского законодательства;
9) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
10) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
11) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
13) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
14) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
15) повышение эффективности исполнения судебных решений;
16) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
17) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
18) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
19) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
20) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
21) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;
22) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
Субъектами реализации Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) федеральные органы государственной власти и иные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления;
г) институты гражданского общества;
д) организации;
е) физические лица.
Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется:
1) посредством формирования и исполнения бюджетов всех уровней;
2) путем решения кадровых вопросов;
3) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
4) путем оперативного приведения: правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросампротиводействия коррупции; правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции; муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
5) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
6) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
7) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
8) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.