В этой статье расскажу о трёх страхах любого фотографа, который впервые приходит в студию и собирается укротить студийный свет.
Я вспоминаю свою первую студийную самостоятельную съёмку - у меня руки дрожали)
Моноблоки, важные, как какие-то инопланетные птицы, стоят, смотрят на тебя, новичка, свысока. И рядом, конечно, разные софтбоксы, рефлекторы, соты, шторки. Тоже настроены слегка презрительно.
И ты стоишь, тоже на них смотришь и пытаешься вспомнить, что надо делать-то.
Ладно, поехали разбираться.
1. Страшно что-то сломать.
Всем ясно, что профессиональная техника стоит дорого и повредить оборудование - значит налететь на оплату его ремонта или замены.
В реальности сломать моноблок можно, если неудачно его уронить.
Чтобы этого не случилось нужно соблюдать пару правил.
Во-первых, пользоваться удлинителями, чтобы провода лежали свободно, не натягивались и Вы об них не споткнулись.
Во-вторых, обращайте внимание на соответствие стойки и величины софтбоксов. Стойки есть лёгкие и более мощные, тяжелые, типа журавля. Не ставьте большие октабоксы на моноблоки на лёгких стойках без колёсиков. Потому что в этом случае октабокс может перевестить и моноблок упадёт.
И в-третьих, когда передвигаете оборудование, держите стойку двумя руками.
В моноблоках есть две лампы - дорогая лампа импульсного света и простенькая пилотного. Лампы пилотного света перегорают часто, это может произойти в любой момент и студии не вешают ответственность за эти лампы на арендаторов. Лампа импульсного света может выйти из строя от удара или если нон-стопом работает на полной мощности.
Крупные студии чаще всего берут на себя замену лампы импульсного света если она сгорела во время съёмки (если ничего не падало, конечно).
Панель управления вспышкой достаточно простая и сломать что-то там не получится. Если, опять же, не ронять моноблок.
Когда у меня была своя фотостудия, один раз арендатор неудачно уронил моноблок так, что панель управления вдавилась внутрь. Ремонт в 2012 году обошёлся в 5000 рублей. Сейчас было бы значительно дороже. Но это единственный случай на моей памяти, когда поломка была настолько серьёзная.
Поэтому не бойтесь, будьте аккуратны и всё будет отлично.
2. Страшно, что красиво не получится.
Импульсный свет очень непохож на естественный, это правда. Тем, кто привык к съёмкам с естественным светом, фотография с импульсным светом может показаться нарочитой и чуть ли не театральной. Кроме того, засчёт большой мощности импульса мы можем получить ситуацию, когда модель хорошо освещена, а интерьер на фоне выглядит тёмным и непроработанным. Поэтому мой совет - начинать знакомство с импульсным светом лучше на циклораме или фонах, чтобы разобраться с простыми схемами света и не страдать от необходимости следить за освещенностью диванов, картин и прочего на фоне. Если Вы хотите попробовать выставить классические схемы света из интернета, типа таких,
то тем более стоит начать с циклорамы.
В интерьерных залах эти схемы могут обернуться полным разочарованием. Потому что хочется на фотографии увидеть зал таким, каким он представлен на сайте студии.
А я уже говорила о том, что для сайта интерьерные залы снимают на длинной выдержке со штатива и на фотографиях они выглядят атмосферными и хорошо освещенными. Чтобы повторить или сымитировать такое освещение с помощью импульсного света нужен опыт. Если Вы новичок в студийной съёмке, будьте готовы к тому, что работа в интерьерной студии на первых порах может Вас разочаровать.
3. Страшно выглядеть неопытным фотографом.
Мало кому хочется показать свою неопытность или выглядеть смешным в глазах других людей. В нашем случае в глазах модели. Ясное дело, фотограф на съёмке всегда старается излучать уверенность и каждым своим действием подтверждать свой профессионализм.
Но тогда как учиться? Как искать и находить решения своих фотографических задач?
Ответ прост.
Заранее предупреждать модель, что на этой съёмке Вы не планируете создавать шедевральных фотографий, а учитесь, практикуетесь и работаете со светом в своих интересах.
TFP модель таким предложением не соблазнить (хотя всякое бывает), поэтому я в таких случаях сразу предлагаю платные условия для модели.
Многие из моих съёмкок были именно такими. Модель сидела на одном месте, а я крутилась вокруг моноблоков, что-то меняла, добавляла, убирала, одним словом экспериментировала со светом. Потом мы делали десяток кадров и всё начиналось сначала.
Я думаю такая работа модели обязательно должна оплачиваться, потому что нет гарантии, что с первого раза будет хороший результат. Мы же об импульсном свете говорим, он такой)
Вот собственно и всё.
В заключение можно только добавить ещё один важный момент. Работа с импульсным светом отнимает много времени от съёмки. Пока найдешь удлинители, пока розетки, пока всё подключишь. Пока поменяешь насадки, расставишь моноблоки. Потом ещё фотоаппарат настроишь. Потом окажется, что что-то не так и не работает вспышка/синхронизатор/удлинитель. Не одно, так другое.
Сначала сам поковыряешься, потом администратора позовешь.
Время улетает только так.
Поэтому еще один совет. Не экономьте на аренде, возьмите времени с запасом. Будет спокойнее)
Вот здесь, кстати, можно почитать, что проверить, если вспышка не срабатывает.
А здесь про коварный режим Live View, который при съёмке с импульсным светом нужно обязательно отключать.
Спасибо за внимание!