Хоть и переход на взаиморасчёты во внешней торговле в валютах национальных экономик — новый тренд, идеально доллар заменить не получается. Ярким примером служат взаиморасчёты России с «дружественными» странами.
Как известно, Россия переориентировала экспорт с запада на восток, старается меньше работать с долларом и евро, и даже договаривается с новыми главными партнёрами вести расчёты в национальных валютах.
Но эти отношения не сбалансированные. Россия намного больше экспортирует товаров, работ и услуг, чем импортирует из стран-партнёров.
Такой «неравный» обмен приводит к тому, что на банковских счетах компаний-экспортёров скапливается не нужная валюта разных стран.
Например, Россия кратно увеличила торговые взаимоотношения с Индией. Сейчас российские нефтяные компании занимают 30-40% индийского нефтяного рынка, опережая Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Но импорт индийских товаров не сопоставим с российским экспортом. Наша экономика получает импорта всего лишь на $300 млн в месяц, в то время как из России туда отправляется нефти почти на $5 млрд.
В такой ситуации в российских банках скапливается огромный объём рупий, которые особо не нужны на внутреннем валютном рынке, поскольку компаний-импортёров индийских товаров в России мало, да и ребята с востока не могут предложить многое, чтобы не нарушить санкции.
Пример Индии не единичный. Торговые взаимоотношения со странами-партнёрами у России глубоко профицитны, а пользы из такого положения получить сложно.
На полученную выручку почти невозможно купить соразмерно товаров, работ и услуг в «дружественных» странах. Заплатить Китаю за импортную технику рупиями тоже не получится.
Единственный выход из сложившейся ситуации для России — переход на альтернативную валюту в виде юаня. Она лучше конвертируется и больше пригодится для внешних взаиморасчётов с огромным китайским рынком.
Эта ситуация показывает, что идея расчётов в национальных валютах скорее всего провальна. И в итоге всё сведётся к альтернативной валюте.