Итак, на выставке "Зерцало..." мы видели некоторые портреты, поразившие тем, что очень уж были похожи на иконописные изображения. Первые ласточки зарождавшегося портретного жанра. Лица, позы, движения часто исполнялись в иконописной технике. Но не это главное. Наполнение, на которое я обратила ваше внимание, уже было вполне земным, я бы даже сказала деловым. Кто-то держал книжицу, дабы показать свою образованность, кто-то листы, означающие принадлежность к купечеству и торговле. С иными рядом лежали модные предметы как показатель обладания чем-то, чего нет у других. Это еще не полноценные натюрморты, но внимание с портрета переносится еще и на окружение человека, на его вкусы, интересы. Важно, чтобы другие увидели заслуги или пользу, которую человек приносит обществу. Европейский же натюрморт, скорей, сосредотачивает человека на изобилии, которое ему может быть доступно. Другой вопрос, что нужно сделать, чтобы его получить, но это уже другая сторона истории. Нет смысла в нее углу