Найти тему

Один за десятерых

В годы Великой Отечественной войны работники Уральского танкового завода ковали Победу в тылу. На первый план выдвигались требования повышения производительности труда. Наши люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый из них стремился работать не покладая рук, невзирая на трудности, порой рискуя своей жизнью ради общего дела. Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. После окончания войны десятки тысяч из них были удостоены наград и памятных медалей.

В архиве Выставочного комплекса хранятся заводские газеты времен Великой Отечественной войны, со страниц которых можно узнать о самоотверженном труде рабочих нашего предприятия.

Всем хорошо известно, какую огромную роль сыграл в Великой Отечественной войне глубокий тыл Урала. «Урал! Опорный край державы, ее добытчик и кузнец...» – эти строки Александра Твардовского стали крылатыми словами. Крепким тылом в годы Великой Отечественной войны был Нижний Тагил, крепким тылом был и Уралвагонзавод. Построенный в годы первых пятилеток завод в кратчайший срок перестроился на выпуск военной продукции. Люди, прибывшие в эвакуацию, объединились в единый коллектив. Уральский танковый завод № 183 уже в конце декабря на фронт отправил первый эшелон танков Т-34. Всесоюзный завод работал под лозунгом «Фронту надо – будет сделано!»

Гвардейская фронтовая

Василий Воложанин
Василий Воложанин

На УТЗ большой рабочей силой была молодежь. 35 процентов личного состава рабочих профессий составляли молодые люди, и участие молодежи в выполнении государственного плана было очень велико. Ежедневно всё новые и новые десятки молодых рабочих показывали пример в труде, выполняя задание на 500-600 процентов. Появились многосотники и тысячники. Высшей формой социалистического соревнования молодежи было создание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, которые появились впервые на нашем заводе в июне 1942 года. Среди первых была бригада Василия Воложанина, которая трудилась в механосборочном цехе 110. На это подразделение возлагалась механическая обработка деталей, сборка узлов ходовой части – катков, ленивцев и балансиров. На механическом участке, где после окончания ремесленного училища токарем работал Василий, трудилось более ста рабочих, из которых взрослых было всего пять-восемь человек. На всех участках не хватало людей, особенно станочников. А производственные задания увеличивались. Руководство постоянно искало резервы повышения производительности труда. С этой целью в бригаде, возглавляемой молодым токарем, была проведена перестановка станочного оборудования с таким расчетом, чтобы каждый смог обслуживать два-три разных станка. Члены бригады на краткосрочных курсах техминимума овладели смежными профессиями, и вскоре каждый мог работать строгальщиком, сверловщиком, токарем, фрезеровщиком и слесарем-сдатчиком на всех станках, установленных на участке. Выработка механической обработки балансиров увеличилась на 40-50 процентов. Впоследствии эта инициатива распространилась на все участки цеха. В результате только с участка Василия высвободили и перевели на другие работы более десяти человек. Бригада уменьшилась на два человека. Оставшиеся шестеро стали обслуживать четырнадцать станков вместо девяти, а затем – 16. У них стали перенимать опыт. Ребята перевыполняли план на 357 процентов и постоянно занимали почетные места во всесоюзном соцсоревновании. За 1944 год бригада выполнила 18 годовых норм. Бригадир имел личное клеймо качества.

Гвардейская  фронтовая бригада Василия Воложанина
Гвардейская фронтовая бригада Василия Воложанина

К началу 1943 года на заводе насчитывалось 89 комсомольско-молодежных бригад, в конце 1943 года – 187. К окончанию войны на заводе трудилось более 1000 таких коллективов, и только пятнадцати было присвоено почетное звание гвардейской фронтовой. Бригада, возглавляемая Василием Воложаниным, была пятой гвардейской. О ней писали в машинописной книге «История танкостроения на Уральском танковом заводе № 183», которая была создана в 1946 году по предложению наркома танковой промышленности Малышева.

Память об этом коллективе хранится в экспозиции музея истории предприятия. Сотрудники музея во время экскурсий всегда вспоминают об этой бригаде, обращая внимание посетителей музея на трудовой подвиг, который совершила молодежь завода в годы Великой Отечественной войны.

Персональный комплекс Василия Воложанина  в экспозиции музея истории УВЗ
Персональный комплекс Василия Воложанина в экспозиции музея истории УВЗ

ПОДВИГ ПЕЧНИКОВ

Это было утром 25 марта 1943 года.

В кабинете заместителя начальника цеха тов. Сороквашина тревожно зазвонил телефон.

– Говорит Гайдар, начальник термического пролета цеха тов. Немировского (цех 563). Выручай, брат. Произошла авария: выбыла из строя печь. Подгорели и обвалились три топочные камеры. График под угрозой.

Сороквашин вызвал к себе старшего мастера.

Первым заглянул в печь бригадир Владимир Уськов. Заглянул и развел руками – при 160-градусной жаре не отремонтируешь!

– Ребята, а ведь ждать-то, пока печь остынет, не меньше шести часов надо, – сказал мастер Виктор Корпачев и выступил вперед. Надвинув на глаза козырек шапки-ушанки, он спустился в раскаленную печь. Вместе с ним был бригадир Уськов. Всё было накалено докрасна. Виктор нагнулся, схватил кирпич, другой, третий и выбежал из печи. Мгновенье показалось часом. Но смелый штурм – половина победы.

Примеру отважных последовали все. Задыхаясь от жары, они выбрасывали по нескольку кирпичей, выбегали, чтобы глотнуть свежего воздуха, выжать мокрую от пота рубашку и снова броситься в печь.

Что руководило ими в эти часы?

Недавний воспитанник ФЗО шутник и весельчак Дмитрий Зыков, может быть, вспомнил своего ровесника – героя-партизана Сашу Чекалина, а пожилой сутуловатый Константин Костин, конечно, думал о сыне своем – лейтенанте, отдавшем жизнь за Родину. Скорбь о сыне и горячая любовь к дочери, находящейся на фронте, толкали его в пышущую жаром печь.

Белокурая Наталия Мельчакова молча работала наравне с мужчинами.

Гора кирпича у печи росла. Работа, на которую полагается 12 часов, в этот раз была сделана за шесть.

Вечером пришла вторая смена. Люди выгребали кирпичи из раскаленных топочных камер. Бригадир Терентий Шамин, Петр Терентьев и другие действовали быстро и энергично. С ними работала общая любимица, сероглазая Даша Тюлькина. В ту ночь Даша чувствовала на плече своем ремни санитарной сумки. Ей казалось, что она бросается в самую гущу боя и вытаскивает раненых.

На ходу печники придумывали способы ускорить ремонт. Нелегко сложить арку топочной камеры. Для укладки 160 кирпичей требуется много времени. А сколько времени нужно затратить на теску кирпичей? Терентьев и Шамин подобрали кирпичи одинаковые по размеру, и теска арки стала излишней. В срок, вдвое меньший обычного, сложили три арки. 26 марта в пять часов вечера печь вступила в строй. 33 часа вместо 72 – таков результат самоотверженного труда печников.

Текст: Ольга Кий, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Выставочного комплекса УВЗ.

По материалам газеты «Коминтерновец» 1943 года подготовила Наталья Зотова, заведующая отделом Выставочного комплекса УВЗ.

Фото: из архива Выставочного комплекса Уралвагонзавода.