Сегодня экономический рост является одной из наиболее важных характеристик практической жизни любой страны, это основа развитой экономики преуспевающих государств. Поэтому чаще всего политиками, экономистами, бизнесменами ставится вопрос: как достичь экономического роста и найти оптимальные решения проблем, возникающих при этом? Экономический рост – это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени. В сложившихся обстоятельствах последних лет становится очевидно, что события 2022 года и начала 2023 года плохо сказались на экономическом росте всех государств мира, поддерживая лишь сырьевую и военно-промышленную отрасль. Но такой промышленный рост вместе с увеличением показателей создаёт не менее быстрый рост государственного долга, что для населения любой страны становится серьёзным бременем.
В связи с этим, всё чаще и чаще слышны выступления политиков и экономистов с намёками на возможность формирования распределительных основ экономики, как наиболее эффективной практики выхода из сложившейся затруднительной ситуации, грозящей миру глобальными экономическими и политическими кризисами. Напомним, что распределительная (в т.ч. командно-административная) экономика – это экономическая система, основанная на закрытом централизованном и даже тотальном государственном распределении финансов, сырья, оборудования и готовой продукции. В данном случае важно понимать, что при слиянии финансового капитала (монополий) и государства такая форма экономики позволяет полностью монополизировать, а значит элементарно рассчитать условия сбыта и производства, сведя затраты к минимуму, а прибыльность к максимуму искомых значений. В начале ХХ века, обобщая основные черты империализма, В.И. Ленин в своём труде «Империализм, как высшая стадия капитализма» заключил: «Империализм есть капитализм на той ступени развития, на которой установлено господство монополий и финансового капитала». В данном случае слова о господстве монополий описывают процессы слияния интересов капиталистического государства с интересами монополий. Это ни что иное как подчинение интересов государства, а как следствие граждан и мирового сообщества, таковым интересам, ориентированным на тоталитарное управление, социальное неравенство (социальную несправедливость) и жесточайшую эксплуатацию человека человеком.
Подобная распределительная экономика в данном случае является прямым антагонизмом решениям, которые звучат в «Манифесте идеального общества». Манифест предлагает взглянуть на решения существующих проблем через использование инструментов распределённой экономики, способной изменить существующий империалистический (потребительский и конкурентно-конфликтный) подход к построению и функционированию гражданского общества. Конечно отношения в распределённой экономике намного сложнее, чем в централизованной (в т.ч. планово-хозяйственной), так как отдельные сегменты в ней не полагаются только на одну тоталитарную цель. Распределённая экономика основывается на передаче институциональным единицам общества, то есть каждому гражданину, возможность работать со своими, местными, региональными и мировыми ресурсами, то есть «человеческим капиталом»*, а значит финансами, знаниями, технологиями, природными богатствами и так далее.
Чтобы лучше понять этот инновационный подход к организации жизнедеятельности гражданского общества стоит вспомнить о таких явлениях как децентрализация и автономия. Сегодня мировое сообщество пытается найти ответы на вопросы, что же такое децентрализация, чем она полезна, какие у неё есть особенности и подводные камни, какие перспективы. В данном случае опишем всё как можно проще: децентрализация – это управление чем-либо без специализированного управляющего органа, то есть не централизовано. Процесс считается децентрализованным, если в нём отсутствуют барьеры-посредники или какие-либо третьи стороны, которые могут быть представлены руководителями или администраторами. В децентрализованных отношениях вся информация, а значит и принятие решений, рассредоточено по нескольким субъектам (всем участникам конкретного процесса). Даже если один участник децентрализованного сообщества откажется от участия в решении, это не повлияет на работу всего сообщества, так как сообщество способно самостоятельно выработать соответствующие правила социальной коммуникации в данной локальной группе. Децентрализация социальных процессов – это живая, совершенно органичная (природосообразная) практика распределения власти, финансов или усилий без вмешательства глобального управляющего органа, где основой и важнейшим регулятором становится новое понимание такого явления, как «человеческий капитал»*.
Манифест напоминает, что децентрализация не панацея, такая система коммуникации и управления всегда взаимодействует с централизованными формами, дополняя друг друга согласно коллективного решения, основанного на доброй воле всех участников. Важно понимать, что открытая децентрализованная система коммуникации есть ничто иное как форма живого организма, в т.ч. сообщества, а закрытая централизованная – это технический процесс. Живое всегда должно стоять над техническим, так как технические решения, пусть даже это и технический интеллект (так называемый искусственный интеллект) есть продукт созидаемый людьми с целью содействия себе в практике саморазвития и самореализации, а не в качестве инструмента тоталитарной власти империализма.
Выводы очевидны: в децентрализованной живой системе обязательно должна быть свобода от принуждения и свобода любых форм объединения отдельных предложений на принципе доброй воли. Кроме того, децентрализация предполагает наличие не только факта индивидуальности субъекта действия, но и обязательное правило взаимности, то есть наличие сотрудничества на принципах доброй воли, так как любая коммуникация – это практика взаимодействия. Именно этот фактор формирует гражданское общество, одновременно обеспечивая разнообразие действий посредством открытой децентрализации. В итоге естественным выводом становится мысль, что живое должно основываться на самоуправлении и саморазвитии, то есть живом взаимодействии, стремясь исключить из поля своей коммуникации все технические системы, кроме тех, которые являются подчинёнными инструментами жизнеобеспечения человека. А практика применения «человеческого капитала»* как инструмента живой глобальной распределённой (децентрализованной) экономики, основанного на индивидуальных ресурсах личности, её способностях, навыках и умениях, поможет открыть перед цивилизацией совершенно новый уровень развития социальной коммуникации, основанной на человеколюбии и сотрудничестве.
Начальным этапом этого процесса может стать практика организации открытого фонда общественного капитала, представляющего интеллектуальный потенциал накопленных и созидаемых человечеством Знаний, рассчитанного и привязанного к меновой экономической системе посредством инструментов учёта «человеческого капитала»*. Так открытая децентрализованная гуманистическая система может послужить инструментом развития совершенно уникальных социальных построений, то есть объединения бесконечного количества отдельных субъектов и выработки ими свободных постоянно совершенствующихся правил и условий взаимодействия, тем самым максимально содействуя всеобщему экономическому росту.
* по материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, Академик ПАНИ С.Б. Дворко, Член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев. – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8