Продолжаем рассказывать про выставку «После импрессионизма...» — раздел «1860-е. Предыстория». Лучшие выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества на несколько лет отправлялись в европейские столицы для завершения образования. С 1860-х годов одним из главных центров притяжения стал Париж, куда попал Василий Перов. В начале следующего десятилетия здесь обитали пенсионеры петербургской Академии Илья Репин, Василий Поленов, Константин Савицкий. Почти одновременно с ними там оказался и молодой Виктор Васнецов.
В эту пору молодой русский художник, за немногочисленными исключениями, был очень слабо включен в парижскую среду: он оставался в ней наблюдателем, а не участником. Академия художеств не создала сколько-нибудь эффективного инструмента профессиональной интеграции, а очень слабое владение языком многими из выпускников (Перов, Васнецов) ограничивало даже повседневное общение. Перов жил на одной улице с Уистлером, мог видеть его на тротуаре, но вряд ли они были способны понять друг друга при встрече — и на языковом уровне, и на уровне стоявших перед ними творческих задач. Приезжие из России вращались в основном в кругу своих соотечественников, общаясь с давно осевшем в Париже писателем Иваном Тургеневым или живописцем-маринистом Алексеем Боголюбовым.
В своих полотнах русские художники сосредотачивались на тех эпизодах парижской жизни, которые не требовали беседы, но позволяли ярко раскрывать характеры, психологические и социальные типы.
Генеральный спонсор ГМИИ им. А.С. Пушкина — Банк ВТБ