Максим Максимович Исаев, известный нам всем больше как Макс Отто фон Штирлиц из фильма «17 мгновений весны» был довольно сведущим человеком в вопросах практической психологии.
Многое из его арсенала может быть полезно каждому из нас:
- Штирлиц немногословен и расположен к каждому собеседнику. Его искусство - слушать и задавать вопросы. Каждый, будь то военный, гражданский, мужчина или женщина, находил его в той или иной степени глубоким, симпатичным и располагающим к доверию. Потому что Штирлиц - огромное зеркало и благосклонное ухо. Каждый видит в нем себя и чувствует родственную душу.
2.Штирлиц хорошо осведомлён об актуальных исследованиях памяти, восприятия и внимания человека. Помните эпизод с чемоданом, на котором были отпечатки его пальцев? Как он филигранно восстановил и в своих интересах изменил события того дня, когда оказался в зоне бомбежки. Хорошо запоминается начало и конец беседы, середина меньше…
3.Штирлиц очень внимательно относится к состоянию своего организма. Смешно и странно, что он спит полчаса, припарковав машину? Но не даром «привычка выработана годами». Смысл в этом есть огромный. Легендарные ниндзя в средневековой Японии могли даже в засаде подремать, не гнушаются любой возможностью восстановить силы и современные спецподразделения, поспав даже в пути сколько получается.
4.Штирлиц поёт про себя песни на родном языке, гуляет в промежутках между явками и сидит на весенней траве, мечтательно глядя в небо? Это переутомление или странности и уже «кукухой» он на чужбине поехал? Полковник Исаев как никто другой знает важность внутренних ресурсов личности и ещё до изобретения и развития ОРКТ (*направление психотерапии, ориентированное на ресурсы личности в краткосрочном решении актуальных вопросов) практиковал их регулярное пополнение и активизацию.
5.Ну и конечно арт-терапия. Штирлиц отлично использует ее в различных ситуациях и с различными материалами: рисует карикатуры и схемы, собирает из спичек животных, попав за решетку. На первый взгляд это помогает только в логических построениях, восстановлении тех или иных событий по памяти. Но на самом деле, там ещё отлично работают проективные механизмы нашего мышления и эмоциональная разрядка (кстати, наверное совпадение, но первые метафорические карты появились в Германии после войны:).
А ещё Штирлиц никогда не торопил события… Впрочем, есть в замечательном фильме и очевидно киношные ходы, не имеющие никакого отношения к реальности, об этом тоже как-нибудь поговорим.