Ну что, пока тормознём с «Трудно быть Богом», и продолжим читать вместе «Все способные держать оружие». Там перед нами раскрывается картина мира. Странно раскрывается, кстати.
«Итак, главная новость всей прошедшей недели – противостояние в Андаманском море.
Немецкая эскадра уже насчитывала двести вымпелов, японская – двести восемьдесят...»
Э-э… Андаманское море? Вообще, в первый момент возникает ощущение, что это Германия и Япония вместе кому-то противостоят, но первое впечатление вроде как обманчивое. И, по большому счёту, непонятно, что они вообще там забыли. Есть версия – у нас, – что японцы пытаются выйти к Индии, но… странно. Ладно, надо уточнить роль и положение Китая в книге, потому как если он самостоятельный, то вся эта затея крайне сомнительна.
«За всю историю человечества ни одно море не вмещало столько железа. До сих пор неизвестно, что произошло в Рангуне, обе стороны обвиняют визави в провокации, в то же время спасательные работы затруднены гражданскими беспорядками и действиями партизан из «Фронта воссоединения». По экспертным оценкам, число жертв превысило двести тысяч человек, природа же взрыва по-прежнему неясна; во всяком случае, это не традиционный ядерный или термоядерный заряд; выпадение радиоактивных осадков объясняется, скорее всего, разрушением реактора одного из находившихся в порту судов…»
Э-э… Вот теперь более-менее понятно, Германия столкнулась с Японией. Но вот это: «это не традиционный ядерный или термоядерный заряд», наводит на мысль, что применение ядерного оружия в этом мире – обыденность. Хм-м… А в чём вообще смысл ядерного оружия? То есть – где логика его применения? Нет, все мы помним про Хиросиму и Нагасаки, мы сами об этом как-то писали. Там оружие применялась для демонстрации и устрашения. Причём не только и не столько Японии. Если война идёт не на уничтожение противника, то смысла в применении ЯО просто нет. Да, есть тактическое оружие, но даже его применение надолго делает территорию непригодной для жизни. Какие войны ведутся в этом мире, что главный герой говорит о ядерном и термоядерном оружии как о традиционном?
А вот дальше вовсе непонятно:
«Болгары подходили к делу практично: вмешается ли Россия в спор в качестве союзника одной из сторон (догадайтесь с трёх раз, какой именно) или же употребит своё влияние в чисто миротворческих целях. Пока же двадцать вымпелов Средиземноморского флота миновали Цейлон и находились в двух днях пути от объявленной зоны конфликта. Среди кораблей флота и болгарский крейсер «Царь Калоян»…»
Сплошные непонятки, если честно. Первое: чью сторону примет Россия? Германскую? С чего бы это? Всё, что мы на текущий момент знаем, это что СССР проиграл войну, следовательно – никакого пиетета и уж тем более желания вставать на сторону Германии и быть не должно. На сторону Японии? Ну, в нашем понимании, взятие Москвы было возможно только при условии удара японской армии по СССР. С чего вставать на сторону Японии? В Андаманском море подрались пауки в банке, так пусть перегрызут друг друга, зачем кому-то помогать?
Второе, что нам непонятно: в чём проявляется практичность Болгарии, и «пока же» – что? Фраза составлена так, что с первого раза её просто не понять. Как поняли мы: болгары не стали дожидаться решения России и отправили корабли в зону конфликта. Далее, по месту, они определятся – на чьей стороне выступить: на стороне Германии или на стороне Японии. В принципе – похоже на «братушек»-болгар. Но только при таких раскладах ни японцы, ни немцы не решатся держать под боком двадцать кораблей потенциального противника.
Но самое важное: а почему Болгария вообще что-то решает? Тем более крутит хвостом, кому отдаться, когда большие дяди разборки разбирают? Нам не очень понятно, как Болгария сохранила независимость.
«В русских газетах было примерно то же самое, только респектабельная солидная «София» в довесок устроила диалог между опальным адмиралом Визе и крымским вице-губернатором Брагиным, залетевшим (заплывшим) в наш богоизбранный город по каким-то вице-губернаторским делам. Визе был выживший из ума старик, совершенно уверенный, что наши двадцать кораблей, пусть и действительно первоклассных, смогут надрать задницу как много о себе возомнившей немчуре, так и япошкам, из всех достижений цивилизации постигшим разве что умение писать стоя. Брагин от всех этих проблем был далёк и честно полагал, что худой мир лучше доброй ссоры...»
А-а-а! У одного из нас разрыв мозга – «наши двадцать кораблей»! Главный герой болгарин? Или корабли русские? Нет, оно понятно: Константинополь – русский город. Был бы он турецким, назывался бы иначе. Но как?! Немцы выгнали Союз в Сибирь, но оставили Крым и спустили с рук захват части Турции? Где логика? Возвращаемся совсем назад:
«Помимо темы южных морей, в газете было немного о грядущих довыборах в нижнюю палату парламента и не слишком интересные сплетни о жизни царского двора. Царица Венцеслава была дамой строгой и поводов для сплетен не давала. Это вам не Мадридский двор…
Но каков все же абсурд: конституционная монархия входит составной частью в республику, до сих пор не принявшую конституцию, каковая республика по структуре и сути своей является ярко выраженной империей. Я попытался вспомнить нечто аналогичное из всемирной истории, но так ничего похожего и не подобрал…»
Какая империя? Куда она входит своей частью? В Сибирскую Республику? Как при всем при этом Союз умудрился проиграть войну? Надеемся, дальше хоть что-то станет понятно.
«В Рангуне <Янгон - Бирма> располагались склады русско-японского химического концерна «Шика», и анонимный автор утверждал, что именно там, на складах, и произошёл невиданной силы взрыв – то ли с целью сокрытия налогов, то ли во избавление от ревизоров…»
При чем тут немцы? В общем, всё непонятно и запутанно. Но в одном определённость есть: Константинополь – русский, хотя успел побывать немецким:
«Купаться они ездили куда-то за Иеди-Куле, в Шварцфелс, теперь – Черные Скалы. При русских всё должно существовать во множестве...»
Иеди-Куле, это скорее всего крепость Едикуле, или Семибашенный замок.
Но оторвёмся от политики и перейдём к…светским сплетням. Герой вспоминает своего знакомого, который не самым, мягко говоря, законным образом разбогател. Была там какая-то мутная история с выигрышем в лотерею, похищением и выкупом…
«Переговоры тянулись неделю. Сошлись на восемнадцати. В момент передачи денег бандиты были частью захвачены полицией, частью перебиты, – но оказалось, что брат Марика уже давно мёртв. Мать, не вынеся всего этого, вскоре тоже умерла, а вот Марик… даже как-то не очень расстроился. Теперь у него была квартира на Невском, целый этаж, свой самолёт, полный гараж автомобилей… и доходили слухи, что занимается он не самыми честными делами. Но, в конце концов, это его проблемы…»
Все. Мозг, где ты?! Кто-нибудь расскажет, что там произошло?! Нет, с наследством и страховкой всё понятно. На каком Невском? Где? В Санкт-Петербурге? Русском или немецком?
«Надо отдать немцам должное: когда Турция была протекторатом, а Константинополь – Стамбулом, они старались как можно меньше изменять лицо старого города, Истамбула, настаивая лишь (правда, очень жёстко) на введении германского уровня санитарии, да ещё заставляли хорошо мостить дороги и исподволь навязывали туркам европейский стиль жилища...»
Без комментариев. То, что как минимум часть Турции была под немцами, мы уже знаем. Но тогда выходит, что немцы отдали часть Турции и, вероятно, Крым – сибирякам? Протекторат? Наша справка:
«Протекторат - форма межгосударственных отношений, при которой одно государство находится под защитой (в первую очередь, военной) другого государства. Протекторатом также называется защищаемое государство. Государство, осуществляющее протекторат, называется протектором…»
Ну вот, а хотели без комментариев. А как скажите, это оставить? Немцы так защищали Турцию, что отдали Сибирской Республике? Это даже не крышевание получается (кто жил в 90-е, поймёт, в чём отличии). Но идём дальше – к следующей главе.
«Год 1991. Игорь 06.06. Около 14 час Станция Варгаши. Государственная граница».
Уф. Так, кажется, всё встаёт на свои места. Но это неточно. Вероятно, события 1961 и 1991 годов должны объяснить, как всё пришло к тому, что мы и другие читатели только что видели в 2002. Что же, будем читать.
Пока совет. Если хотите почитать книгу, сначала прочтите «Иное небо». Потому как… В общем, если бы не «Иное небо», один из нас уже бы отложил книгу.
(НК – это совет от Олега, следовать ему вовсе не обязательно, но спорить не буду…)
Противоречивые чувства. Знаете, загадки хороши, но они хороши, когда не оторваны от … всего. Пока у нас две главы, которые дают разные картины, противоречащие друг другу. Понятно, что потом пазл сложится, и тому, кто читал – понятно, что к чему. Возможно, перечитывать книгу можно будет с удовольствием, но для этого её прочесть надо.
Итак… «Год 1991. Игорь 06.06. Около 14 час Станция Варгаши. Государственная граница».
«Всё, хватит с меня японской техники: неделю назад купил часы, а минутная стрелка уже отклепалась от оси и показывает не время, а направление к центру Земли – то, что меня сегодня интересует меньше всего. В конце концов, почему инженер, пусть даже на государственной службе, не может себе позволить приличные часы?»
Видимо, часы настенные? Просто как иначе стрелка будет показывать направление к центру Земли?
О! Мы узнаём фамилию Игоря, который действует в этой главе. Валинецкий. Зден Валинецкий, Игорь Валинецкий… Отец и сын? Логично предположить, что Михаил из «константинопольской» главы – внук Здена и сын Игоря. Что же, проверим… А пока смотрим дальше.
«– Поскольку в вашем теле работает ядерный реактор, предъявите нагрудный знак, медальон и браслет.»
Что? Я… ядерный реактор? Серьёзно? А это точно 1991-й год? «Год 1991. Игорь. 06.06. Около 14 час»… Хм-м-м… Точно. Чуть позже мы узнаем, что атомная бомба у Сибирской Республики появилась только в 1970… И тут Странники? Ладно, давайте дальше читать. Сделаем зарубку в памяти – 1991 год, и внутри человека миниатюрный ядерный реактор.
Дальше идёт пьянка. Вернее, культурное мероприятие. В составе: Игорь, немецкая агентесса – эдакая Мата Хари (но это неточно), проводник и полицейский:
«…Теперь процесс становился самоподдерживающимся: таково свойство практически всех смешанных русско-немецких компаний: пить до отпада. Порознь может быть и так, и этак, а вместе – тушите свет. Вероятно, таким путём русские сублимируют свою полувековую мечту о реванше, а немцы глушат насмерть тёмные предчувствия...»
Итак, у русских есть реваншистские настроения. Это и раньше было очевидно, но не высказывалось так явно. А вот немцы… Что за предчувствия? Неясно.
«Теория крови – это блеф, веско сказал полицейский. Партия разобралась и дала бредням Розенберга суровую оценку. Бредни Розенберга разоблачены, разоблачён и сам Розенберг...»
Понемногу начинаем собирать историю. Итак, где то после 1942-го, судя по всему, Альфред Розенберг (В реальности – идеолог НСДПА, единственный, кто отказался от последнего слова на эшафоте, по приговору МВТ был казнён через повешение в 1946-м году) был разоблачён сам, и вместе с ним – теория расового превосходства.
Мы не претендуем на абсолютное знание, но на наш взгляд к этому нет никаких предпосылок. Смотрите:
Япония вступает в войну на стороне Германии: только так немцы могли взять Москву. Да, мы не раз говорили, что отказ от немедленного наступления немцев на Москву – один из ключевых моментов Великой Отечественной Войны. Но мы не берёмся предсказать, что было бы, если бы Гитлер прислушался к Гудериану и не перебросил его армию под Киев. Совершенно не исключено, что Киев стал бы синонимом Сталинграда. Не исключено, что удалось бы отвести от Киева полмиллиона бойцов РККА, которые в реальной истории попали в котёл. При таких раскладах совершенно непонятно, что было бы. А вот решение Японии – действительно ключевой момент.
Итак, допустим, Япония вступила в войну, и немцы взяли Москву. Что тогда? Да в принципе, ничего. Город заминирован, в городе сформированы боевые отряды, он, по сути, представляет собой лабиринт из укреплённых огневых точек. Каменный мешок, в котором сгинула бы не одна армия. Как люди, знающие Москву, можем с уверенностью сказать: это похлеще белорусских лесов будет. В общем, капитуляции точно не было бы. А по тексту книги пока выходит, что немцы давили и всё у них получалось. Что крайне спорно. Так же мы знаем, что в 1942–44 году в Германии происходит некий переворот, отменяющий идеологию НСДПА… и само НСДПА судя по всему. И…? И всё.
Все заводы СССР уже эвакуированы в Сибирь, правительство и посольства эвакуированы. К сорок второму практически вся промышленность Союза была эвакуирована и запущена в недостижимых для Германии далях. С другой стороны, у немцев гигантские территории, на которых полно, мягко говоря, нелояльного населения. А ресурсов-то особенно и нет, логистика – смерть просто. Также нет того духа, который был в 1941. И это при условии, что все резко переобулись. А ведь они даже после поражения не переобулись. То есть воевать-то никакого желания нет – в отличии от противника.
Хотим мы или нет, но нацизм был религией масс в Германии того времени. Так что, лишившись этого, Германия неминуемо рухнула бы. А с другой стороны, она просто не могла лишиться этого. Что стало бы с Германией без нацизма? Так это и так видно. После падения Гитлера часть Германии лежала под Союзом и хорошо себя чувствовала, другая под «Союзниками». Хотя нет, часть, лежавших под СССР, мечтала перелечь под других «партнёров».
Как бы могли развиваться события, не случись этого переворота, но вступи Япония в войну? Как по-нашему, так в 1944 – 1945 начался откат, в 1946-47, войска Союза были бы в Берлине. Части РККА, стоявшие на Дальнем Востоке, перемололи армию Японии, и даже без атомной бомбардировки США её судьба была предрешена. Да, там были ветераны, но они в любой версии истории были бы там же. Так что Японию постигла бы та же самая участь. Или почти та же.
В общем, надо читать дальше и смотреть, что по этому поводу есть в книге. Сразу скажем, в нашей авторской вселенной есть своя альтернативная история. Но её время ещё не настало.
И – да! Продолжение пишется полным ходом. Было бы чуть больше времени, уже сдали бы книгу. Всё разработано, всё определено и практически всё написано, остаётся только техническая часть, по сути. Сами ждём не дождёмся (Ага, просто один из авторов зачем-то влез в серьёзный научный проект… Но мы справимся! Честное слово!).
Ну а если вы впервые на нашем канале и не видели наших ссылок, то вот: на ЛитРес в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). На «Автор Тудей» – третья книга Наталии из цикла «Хороших здесь нет», называется «Псковский раскол» (свободный доступ). Будем рады вашим комментариям и оценкам.
Хотите больше узнать о фантастике? Легко: лучший канал о фантастике - канал Переплет, ! А если хотите почитать умные мысли умного человека и стихи, то сюда: Всем корвалол за мой счет. Весело, забавно и умно, хотя местами и грустно бывает. А мы не прощаемся! До свидания!