Ближайший пойманный словарь определяет шарлатанство как "поступки или притязания шарлатана", а шарлатан, в свою очередь - "самозванец, декларирующий умения, которыми не обладает".
Английское "quack", применяющееся для таких лиц - сокращение от "quacksalver", то буквально означает "крякающий (quacking) словно утка о своих снадобьях (salve)". Утка, таким образом, невольно символизирует шарлатанство в англоязычной культуре - ибо производит много шума ни о чём.
Панель экспертов определяет шарлатана как "любого, кто продвигает медицинские схемы или лекарства, известные своей бесполезностью или бездоказательностью, с корыстными целями". Шарлатанство, в общем, оно и есть - и определяющим поведением здесь выступает недобросовестное продвижение.
Здесь продвигать - означает "делать вклад в рост и процветание чего-либо; предъявлять вниманию публики нечто путём публичности и рекламы". Реклама, кстати, менее губительна, чем публичность, как ни странно - потому что мы сразу опознаём её продажную природу.
Публичность же часто сходит за "некоммерческую информацию", однако широкое обнародование шарлатанских идей - скрытая форма рекламы. Злоупотребление публичностью было названо "хайпом" (от "hype" - агрессивная и навязчивая популяризация)
Различные сорта шарлатанов
Шарлатанов можно разместить в три разные категории: мошенники, чудаки (cranks) или барыги - в зависимости от мотивов их действий: имморальных, ошибочных или аморальных.
Мошенники (классические шарлатаны) - это умышленные обманщики. Они могут эксплуатировать людей, не испытывая вины, так как соответствуют прототипу, описанному Херви Клекли в "Маска Здравомыслия" - т.е. психопаты, которые, согласно доктору Роберту Хэйру, "есть социальные хищники, которые очаровывают, манипулируют и безжалостно пропахивают свою дорогу жизни, оставляя за собой широкий след разбитых сердец, разрушенных надежд и опустошённых кошельков. Полностью лишённые совести и сочувствия к другим, они эгоистично берут себе всё, что захотят и делают что пожелают, нарушая социальные нормы и ожидания без малейших угрызений совести и сожалений".
Хэйр добавляет, что "психопаты - это нечистые на руку адвокаты, врачи, что всегда на грани лишения лицензии, и предприниматели с историей сделок, в которых их партнёры всегда получают кукиш".
Чудаки - глубоко заблуждающиеся (если не в откровенном бреду) люди, которые искренне верят в свои панацеи и свою миссию. Они скорее будут столь же честными и порядочными, как и обычный человек - и часто даже демонстрируют альтруизм и щедрость. Историк науки Джордж Сартон держал в уме подобных чудил, замечая, что "неверно утверждать, что все шарлатаны - обязательно негодяи, к тому же некоторые квалифицированные врачи столь же алчны, что и шарлатаны; различие между ними лежит не столько в алчности, сколько в отсутствии критики".
Чудачество иногда бывает трудно распознать - потому что часто озвучиваются новые и неизвестные идеи; на деле, многие чудики утверждают, что "повторяют судьбу Галилея". Однако любой, кто пытается продвинуть какую-либо идею в здравоохранении на научной основе - должен ожидать весомой проверки, критицизма и анализа своих заявлений перед тем, как они будут приняты.
Настойчивость, нужная учёному-пионеру для продвижения неплохой идеи - требует определённого уровня убеждённости и решимости, которые не всегда можно отличить от бредовой уверенности чудаков. Истинные учёные отличаются от фриков тем, что значительно более привержены справедливости научного метода - в сравнении с любыми частными идеями или результатами, которые могут у них быть. Настоящие учёные готовы признать, что идея может быть ошибочной; и, даже если она верна, то у неё в любом случае есть разумные ограничения.
Чудаки же готовы принять любую поддержку своих домыслов или выводов, неважно насколько ущербную, настаивать на них перед лицом убедительно противоречащих свидетельств и часто куда грандиознее в своих ожиданиях насчёт ценности своих теорий.
Медицинские исследователи фокусируются на клинических свидетельствах безопасности и эффективности, механизмы действия интересуют их во вторую очередь - когда нечто уже было проверено как стоящее средство.
Чудаки чаще сосредоточены на разработке теоретических механизмов действия, нежели на демонстрации того, что их методы значительно меняют естественное течение болезни, скажем, превосходят плацебо или улучшают существующие и принятые стандартные методы.
Фрики часто страдают некоторой паранойей, интерпретируя нормальную научную критику в качестве "предвзятой оппозиции" или даже "преследования". Чудилы бывают даже опаснее откровенных шарлатанов - потому как если последние склонны быть осторожнее в своих заявлениях, чтобы избежать различных проблем с законом, фрики обыкновенно отказываются признавать опасную ошибочность своих великих методов.
Медицинские барыги - это дельцы, которые идеализируют предпринимательство и всего лишь эксплуатируют возможности, предоставляемые народным интересом к охране здоровья. Для них рынок - лучшее место проверки идей. Если что-то продаётся, они рассуждают, то это должно быть хорошо.
Медбарыги особенно не парятся о научной состоятельности своих товаров. "Удовлетворённость посетителя", "закрытие сделки" и "конечная прибыль" - их основные заботы. Торгаши верят в правило "caveat emptor" (т.е. сам покупатель отвечает за свои покупки) и в "социальный дарвинизм" (если люди недостаточно умны, чтобы распознать никчёмные лекарства, то они просто слишком тупы, чтобы выжить в экономике современного общества)
Доктор медицины Виктор Герберт назвал подобную философию "буканьерским предпринимательством". Буканьеры-предприниматели отвергают законы о защите прав потребителей и науку, когда те вредят бизнесу. Барыги злоупотребляют психологией продаж. Шоуменство - клеймо медицинского торгаша, и они часто используют знаменитостей в качестве соучастников. Некоторые из главных звёзд Голливуда, например, позволили барыгами использовать себя для продвижения шарлатанской повестки.
Торгаши часто поют дифирамбы американскому капитализму и преимуществам свободы предпринимательства. Однако, будучи мошенниками по сути, они извращают ответственное предпринимательство, занимаясь нечестной конкуренцией. Они применяют маркетинговые техники, к которым не прибегает ни один ответственный бизнесмен или профессионал, когда заявляют об обладании "секретными средствами" или утверждают, что могут лечить различные состояния, не имея научных доказательств безопасности и эффективности.
Почему Шарлатанство Преуспевает
Однажды было принято думать, что прогресс медицины постепенно приведёт к уничтожению шарлатанства - однако, вместе с максимальной в истории продолжительностью жизни, в развитых странах происходит и взрывной рост шарлатанства. Некоторая часть шарлатанского успеха объясняется широкой доступностью средств массовой коммуникации и современными техниками маркетинга - но также это явление связано с природой человека.
Наука научилась излечивать многие лёгкие заболевания, и мы даже почти устранили разницу между статистической продолжительностью жизни и биологическим потенциалом возраста человека.
Многим людям, живущим сегодня, не довелось пережить действительно драматических прорывов, вроде вакцины от полиомиелита, которые были очевидны для публики. Науку и технологию рассматривают всё больше как источники проблем для окружающей среды, нежели как благо, несущее пользу человечеству. Исследования показывают, что когда люди не могут контролировать события научно-технологически, очень велико искушение вернуться к магическому мышлению и поведению.
Современная медицина - рутинно, обыденно достигает того, что совсем недавно сочли бы чудесами; но даже это неспособно удовлетворить извечные ожидания волшебства, глубинные психологические чаяния людей. Благодаря специализации и имперсонализации, современная медицина рискует привести больше людей к шарлатанам - больше, чем сами шарлатаны могли бы заманить к себе. Впрочем, успех шарлатанства - не большее поражение медицинской науки, чем успех астрологии - неудача науки астрономии.
Шарлатанство эксплуатирует то измерение жизни, к которому наука и ответственная медицина не имеют отношения. Как замечал Мэйпл: "Перед лицом великого уравнителя - смерти - все мы дети, боязливо прислушивающиеся к поступи рока, и облегчение приходит только от шёпота надежды; шарлатаны это торгаши именно надеждами".
Конечно, шарлатанство зачастую касается не только спасения от смерти, но, как наблюдение Мэйпла подсказывает - оно заполняет пустоту между тем, что возможно, и тем, что людям хотелось быть считать возможным.
Продажа ложной надежды в здравоохранении - не позволяет людям преследовать реально достижимых целей. Эффективная забота о здоровье означает совершение иногда трудных жизненных перемен, которые требуют дисциплины и даже некоторого отречения - в эпоху тотального изобилия. Лёгкие методы шарлатанов - глотать особые пилюли и снадобья, чтобы "привести себя в форму", улучшить производительность, предотвратить болезни, замедлить старение и так далее - не работают.
Они тратят время, воруют деньги и могут подорвать возможный успех того, что реально могло бы помочь людям. Как бы привлекательно ни звучало впаривание надежды умирающему человеку - в действительности ложные надежды мешают умирающим совершить сложное психологическое приспособление и принять неизбежную реальность. Как только они принимают своё печальное положение - показано, что люди способны удивительно конструктивно использовать то ограниченное время, что у них остаётся. Ложная надежда лишает их этого бесценного шанса.
Масштабы Шарлатанства
Оценки общей стоимости шарлатанства для населения США на начало XXI века - колеблются от 25 до 100 миллиардов долларов, в зависимости от того, по каким критериям измеряется этот вопрос. "Лёгкое (softcore) шарлатанство" (которое подразумевает только денежные расходы) - огромно, если включить туда косметические предметы. "Тяжкое (hardcore) шарлатанство" (то, где цена - жизни и здоровье) куда меньше в долларовом эквиваленте, но забирает страшную плату в виде людских страданий.
Здравоохранение состоит из трёх уровней: "терапевтика" (достижение улучшений в здоровье), "профилактика" (сохранение здоровья) и "гигиена" (налаживание общего здоровья или дееспособности).
В денежном объёме - гигиена, или продвижение здорового образа жизни, наиболее прибыльная область. Сюда включены витамины для здоровья и энергии, схемы снижения веса, консультации по питанию, органическая/натуральная пища, эргогенные кислоты и тому подобное.
Терапевтика (лечение), пожалуй, идёт следом в финансовом плане - и здесь онкологическое шарлатанство лидирует в списках ежегодно, по средним оценкам это 3-4 миллиарда долларов. Другие заболевания, широко эксплуатируемые шарлатанами, включают:
- СПИД
- Артрит
- Боли в спине
- Синдром хронической усталости
- Диабет
- Кардиологические болезни
- Эректильная дисфункция
- Рассеянный склероз
- Психоневротические расстройства
Опасности Шарлатанства
Старая поговорка: "Грабитель требует кошелёк или жизнь; а шарлатан забирает и деньги, и жизнь!" NCAHF (Национальный Совет по борьбе с мошенничеством в сфере здравоохранения США) разделяет ущерб, приносимый шарлатанами, на 6 категорий:
- Экономический вред (индивидуальный и общественный)
- Прямой вред (временные и перманентные травмы, смерть)
- Косвенный вред (побочные повреждения, пожизненные нарушения, смерть)
- Психологический вред
- Общественный вред
- Вред для профессии
Как Опознать Шарлатана
Число признаков, которые позволяют заметить шарлатанство перед тем, как вы стали его жертвой (после, разумеется, это гораздо легче!) - находится в диапазоне от нескольких базисных показателей до более чем 40, которые широко применяются при профессиональных расследованиях.
Три базисных момента, которые сигнализируют о шарлатанстве, таковы:
- Заявления, которые звучат слишком хорошо, чтобы быть правдой. Необыкновенные претензии - главное определяющее свойство шарлатанства. Держите в уме, что шарлатанство - это по определению продвижение ложных и недоказанных схем лечения; иначе говоря, мошенники мошенничают!
- Опора на личные отзывы и ничем не подкреплённые рассказы в качестве доказательства пользы метода. Отзывы привлекательны по той же причине, что и фото с отчётом об одном-единственном голодающем ребёнке вызывает большую эмоциональную реакцию, чем сообщение о 10 000 детей, умирающих от голода в лагере беженцев. Каждый отзыв - это персональный доклад о том, о чём аудитория не имеет детального представления. Высказывание сомнений насчёт рассказа видимо благонамеренного человека - легко приравнять к обвинению их либо в лжи, либо в недалёкости, и большинству людей некомфортно так делать в связи с этим. Правдивые отзывы могут указать исследователям на нечто потенциально стоящее, и также они полезны для иллюстрации установленных истин - но они никогда не могут быть необходимым и достаточным доказательством в пользу чего-либо.
- Попытки подорвать доверие к текущим стандартам медицины, защиты прав потребителя и публичного здравоохранения. Шарлатаны должны оправдать свои действия; в конце концов, если то, что они предлагают - действительно ценно и эффективно, почему тогда официальная медицина это не использует? Нет никакого основания для индустрии "здорового питания", если пища в супермаркетах вполне безопасна и полезна для здоровья; и не может быть нужды в "альтернативной" медицине, если нормальная медицина может предложить всё, что реально работает. Шарлатанское стремление подорвать доверие публики к "официальным учреждениям" - полностью объясняет, почему шарлатаны так часто поддерживают движение против фторирования воды, проводят несправедливые нападения на программы вакцинации, занимаются "пищевым терроризмом", атакуя сельское хозяйство и современную пищевую технологию. Организованное шарлатанство было уличено в координации со знаменитым "Унабомбером" и с антиправительственными экстремистами, бомбившими здание Федеральной Администрации в Оклахоме. В конечном итоге выбор между шарлатанскими и стандартными практиками (в медицине, питании, снабжении водой, источниках информации) всегда подразумевает выбор того, кому потребитель готов доверять.
NCAHF считает, что лица и компании, отказывающиеся участвовать в процедуре одобрения лекарственных средств, установленной конгресом в Акте о Пищевых, Лекарественных и Косметических Веществах, сторонятся требований клинических исследований для демонстрации полезности своих методов - и пытаются избежать ответственности, лоббируя "свободу здравоохранения" в законодательстве, которая может лишить потребителей права на компенацию; они не заслуживают доверия публики.
Политики, потворствующие шарлатанству через допущение так называемых "медицински либеральных" законов - лишают потребителей защиты, позволяя сомнительные медицинские заявления, исключая пищевые добавки из процесса проверки безопасности и/или эффективности, или разрешая практикам ненаучной медицины "лечить" недуги под прикрытием законов насчёт "любого готового специалиста"; таким образом они поддерживают антисоциальные элементы в обществе.
Это иррационально и саморазрушительно как для понятия ответственной медицины, так и для государственного порядка. В NCAHF уверены, что каждый имеет долю в создании и поддержании рынка здравоохранения, который строится на науке и социальной ответственности. Шарлатанство - противоречит и тому, и другому.