Внедрить действительно скрытую рекламу в кино — настоящий талант. Да и продакт-плейсмент в современной индустрии давно перестал быть табуированной темой.
Люди всегда ездят на машинах какой-либо марки, общаются по брендированным телефонам и пьют воду из промаркированных бутылок. А снять кино стоит дорого. Поэтому ненавязчивое мелькание того или иного логотипа в кадре — в порядке вещей. Навряд ли кто-то из зрителей возмутится при виде значка Mustang на экране или Coca-cola.
Наоборот, «заблюренные» символы или заклеенные «яблочки» обращают на себя гораздо большее внимание. Да и плохо продуманный продакт-плейсмент может запросто выдернуть из погружения, окатив «ледяной волной» брендов, или даже вовсе испортить впечатление от фильма. Как раз такие «яркие» случаи мы и собрали в своем материале.
«Елки»
Пожалуй, при стыковке фраз product placement и «российское кино» сразу становится грустно, а в памяти появляются кадры из франшизы «Елки». Тем более, что некоторые в шутку называют этот фильм альманахом рекламы.
Далеко ходить не надо: «хвойная» вселенная Тимура Бекмамбетова, как и всех его последователей, буквально окрашены в светло-зеленые цвета авиакомпании S7 и желто-красные оттенки «Макдоналдса». Помимо этого, в кадре то и дело нарочито мелькают всевозможные заправки премиум-класса, различные платежные системы, названия спортивных команд и брендов одежды.
Прекрасно видны и значки известных марок техники, таких как Apple и Asus, нашивки Роскосмоса, алкогольная продукция «Огней Москвы», брошюрки из «Евросети». Даже номера служб такси авторы не стали скрывать — авось зрители воспользуются сразу после просмотра киноленты.
Однако тут начинается вечная дилемма и «палка о двух концах». С одной стороны, хочется поблагодарить создателей этой комедии за «грамотный» подход к рекламе. Ведь продакт-плейсмент и не должен бросаться в глаза. Увидев очередной дорогостоящий ноутбук на киноэкране можно и не придать значения, что именно эта марка «запишется на подкорку» с легкой руки продажников. А сидеть и гадать: чей же это логотип «заблюрили», упуская сюжетную нить — самое ужасное, что только может случиться при просмотре кино.
С другой же — товарных знаков настолько много, что от их количества начинает пестрить в глазах, а мозг устает выхватывать 25-м кадром лишнюю информацию. После такого полуторачасового киносеанса уже и не знаешь: сходил ты 90-минутный рекламный ролик — или же все-таки увидел фильм.
«Ирония судьбы. Продолжение»
Рыбка, водка, майонез — каких только брендированных продуктов не было представлено в ремейке «Иронии судьбы». И снова тут «потоптался» бог наглого продакт-плейсмента Бекмамбетов. А это значит — обширный ассортимент и обязательно крупный план. Чтобы зрители точно запомнили, чем надо заправлять салат «Оливье» и чем его запивать под Новый год.
Однако главным промоутером в киноленте стал сыгранный Сергеем Безруковым персонаж по имени Ираклий — современная версия Ипполита. По сюжету жених Надюши (Елизавета Боярская) работал в крупной конторе, занимающейся сотовой связью. Правда, что это была за фирма — нам не сообщают. Хоть бы для понимания нарядили персонажа в нелепый полосатый шарф или дали бы в руки телефонную трубку с характерной расцветкой.
К слову, именно после выхода этого фильма в 2007 году Тимура Нуруахитовича стали величать «королем бесстыдной рекламы». Ведь если на «съедобную пропаганду» в картине еще можно закрыть глаза, то не заметить пчелок и желто-черную символику сотового оператора «Билайн» — просто невозможно.
«Ночной дозор»
«Ночной» и «Дневной дозоры» — прямое доказательство того, что Бекмамбетов не всегда был беспринципным рекламщиком. Во времена выхода этих фантастических триллеров — 2004 и 2005 годы — кинематографист креативил и растрачивал свой запал на весьма красивые интеграции. Чего только стоит «джинса» с автомобильной маркой Mazda, сотовым представителем МТС или интернет-провайдером «Корбина».
Вершиной продакт-плейсмента стал второй «Дозор». Там главным «изобретением» постановщика стал томатный сок «Злой», шрифтом и цветом упаковки аккуратно отсылающий зрителя к известному напитку под брендом «Добрый». В кадре это ноу-хау выглядело пусть и нелепо (Егор — сын Антона Городецкого — взял «фирменную» кровь), однако улыбнуться и восхититься скрытой рекламой заставляло.
Вторая, нельзя сказать, что неуспешная, интеграция происходила в кадре уже с пивом «Старый мельник». Да и получилось упомянуть спонсора куда более тонко.
«Вот ты, Антон, Светлый, а пиво пьешь – темное», – говорит Гессер в исполнении Владимира Меньшова персонажу Константина Хабенского.
Конечно же наименование хмельного напитка прекрасно виднеется в кадре, но сегодня бы продюсеры не стали бы усложнять себе жизнь и отворачивать бокал от камеры, чтобы надпись зеркально отобразилась и «не светилась» на первом плане. К слову, производитель алкогольной продукции сделал «алаверды» и выпустил одновременно с премьерой линейку с рекламой «Дозоров». Правда, на этом игры и шутки закончились — начался суровый русский пиар.
«О чем говорят мужчины. Продолжение», 2018
Бытует мнение, что «Квартет И» снял продолжение своей философской комедии «О чем говорят мужчины» по бартеру. А как иначе объяснить их киноработу 2018 года, где каждые три минуты мелькает реклама?
Возникает ощущение, что после триумфа полуторачасового рассуждения четырех друзей — Леши, Саши, Камиля и Славы — в 2010 году и чуть менее успешного новогоднего сиквела в 2011 году, рекламодатели буквально заставили гениальных театралов снимать «Продолжение». Отсюда и сюжет, выстроенный Леонидом Барацем, Александром Демидовым, Камилем Лариным и Ростиславом Хаитом вокруг спонсорского «скелета».
Перечень представленных к киноленте товаров просто нескончаемый. При желании, их можно сложить в целое пиар-путешествие: если выпил в ресторане «Пять озер» и «Золотую бочку» вприкуску с чипсами Lay’s — за руль своей Audi не садись, лучше отправляйся домой на «Яндекс.Такси» с оплатой по карте, а по дороге «зарубись» в World of Tanks. И это далеко не полный список.
Проще сказать, что забыли упомянуть в своей «брошюре» создатели фильма. Даже РЖД и теплоходные экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга как бы невзначай оказываются в объективе кинокамеры.
Пожалуй, этот фильм по стремящемуся к бесконечности числу нелепого продакт-плейсмента опередил «Иронию судьбы» и «Елки» вместе взятые.