World Robotics ежегодно фиксирует существенное отставание России в современной робототехнике. По данным свежего отчёта — за 2022 г., доля страны по промышленным роботам составляет менее 1% от мировой.
Материал создан при поддержке 76m2
В натуральном выражении совокупный объём достиг рекордных 3,5 млн единиц. А в России этот показатель оценивается в несколько тысяч единиц.
Но с выводами спешить не стоит. Проще всего поставить клеймо отсталости — намного интереснее копнуть чуть глубже. Поговорим о том, что стоит за статистикой по робототехнике.
Дьявол в деталях
У российских производителей своё мнение насчёт места страны в масштабной роботизации. Они подчёркивают особенности отечественного рынка. Если в мире преимущественно распространено промышленное использование роботов, в России лидирует логистика, медицина, маркетинг и клининг. Количество единиц сервисной техники с каждым годом удваивается. Кроме того, в последние годы рос объём экспорта: продукция поступала в десятки стран, среди которых даже лидеры роботизации — США, Япония и другие.
К сожалению, дать точную оценку российскому рынку робототехники невозможно. Сказывается нехватка данных по отдельным сегментам.
Однако положительных примеров в последние годы хватает. Роботизация идёт во многих сферах. Обсудим несколько свежих примеров.
Беспилотники на трассах
КАМАЗ готовит к запуску беспилотные грузоперевозки. Уже летом 2023 г. в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» грузовики пройдут по М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург). Сам «КАМАЗ» отвечает за разработку ПО для карт, российская госкомпания «Автодор» — за оборудование трассы и обмен данными.
В начале мая «Газпром нефть» запустила беспилотные грузоперевозки по Арктике. Машины курсируют по маршруту протяженностью 140 км.
Умные системы сканируют объекты, выявляют препятствия в радиусе 200 м, строят цифровые карты. Беспилотники призваны на высоком уровне обеспечить поставки материалов и оборудования на северные месторождения компании.
К слову, та же «Газпром нефть» отличилась ещё в одном проекте, тесно связанном с робототехникой. Компания построила в ЯНАО для своих сотрудников комплекс с помощью 3D-печати.
И снова роботы для транспортной системы
Ещё одна новость в сфере роботизации, связанная с перевозками. Пусть не про беспилотники, а про судостроение, зато непосредственно касается международного транспортного коридора «Север–Юг» — один из значимых для России проектов.
В связи со строительством контейнеровозов типа “река-море” на астраханских верфях идёт модернизация производства. По заказу Объединённой судостроительной корпорации университет «Станкин» разработал специальное оборудование.
Новый роботизированный комплекс позволяет провести полный цикл лакокрасочных работ, включая подготовку поверхностей и послойное нанесение материалов. Выходит намного быстрее, а расход материалов снижается на 20%.
Вместо итога
Россия — страна больших возможностей и гигантских расстояний. По площади территории страна на заслуженном первом месте. Как следствие, развитие транспортной системы всегда будет в числе приоритетных задач. Непростая международная обстановка только усиливает важность этого направления.
Внедрение робототехники, соответственно, играет большую роль в логистике и реализации транспортных проектов. Абстрактная доля промышленных роботов относительно от мирового объёма сама по себе мало о чём говорит. Гнаться за ней может быть попросту нецелесообразно.
Также неразумно посыпать голову пеплом, расписываясь в отсталости, И напротив, перечисленные новости говорят о движении в правильном направлении. А вы знаете ещё примеры внедрения робототехники в России?