Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

«Очаги», детские лифчики и «голящий утюг». Истории детских садов.

Дети — цветы жизни, и они должны возделываться в детском саду. Такой романтический образ придумал и воплотил на практике немецкий педагог Вильгельм Август Фрёбель, в далеком 1837 году организовавший первый в мире «Детский сад». С этого года и ведется отсчет истории дошкольных детских учреждений.

В дореволюционной России первый детский сад появился в 1859 году в городе Гельсингфорсе — нынешнем Хельсинки, — когда Финляндия была частью Российской империи. А 13 мая 1863 года София Андреевна Любегиль, жена профессора Петербургского университета, открыла детский сад в российской столице.

Почтовые марки ГДР, посвященные Ф. Фребелю и его идее. 1957 г.
Почтовые марки ГДР, посвященные Ф. Фребелю и его идее. 1957 г.

Спустя три года появился детский садик в Москве, а дальше они начали расти, как грибы (вернее, цвести, как цветы) по всей России. Были они платными, принимали туда малышей от трёх до восьми лет для подготовки к гимназии. Первый бесплатный детский сад был создан при благотворительном «Обществе дешёвых квартир для детей работниц Петербурга». Его нехитрая цель читается в названии: освободить матерей от ухода за отпрысками, чтобы они могли днем трудиться на фабриках и заводах. Затем появились народные детские сады, недорогие: ежемесячное содержание в них составляло всего гривенник (10 копеек), а совсем бедные освобождались и от этой платы. Дошкольное образование ширилось и крепло, детсады были на все вкусы и карманы, — от бедноты до дворян. К 1917 году их насчитывалось в России около трёхсот.

Ленинградский «очаг» на прогулке. 30-е гг.
Ленинградский «очаг» на прогулке. 30-е гг.

После революции за детские сады взялась молодая советская республика. Новое время требовало новых подходов, пролетарских. На этой волне дошкольные учреждения переименовываются... в «очаги». Откуда появилось это странное слово - «очаг»? Скорее всего, оно вошло в оборот из материалов первого Всероссийского Съезда по дошкольному воспитанию: там, в одном из постановлений, есть такая фраза: «...Съезд считает необходимым, чтобы вокруг детских учреждений группировалось трудовое население — родители, представители рабочих организаций, чтобы детский сад стал очагом культуры своего района». Очагом культуры, ни больше, ни меньше! Но словечко все-таки не прижилось: уже в 1934 году была опубликована «Программа работы детского сада», а еще через четыре года изданы «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». И хорошо, потому что пресловутый «очаг» у многих ассоциировался с очагом распространения эпидемий и всяческих прочих бедствий. Ну, или в лучшем случае со сказкой про Буратино, где, впрочем, очаг был ненастоящим.

Советская власть развивала дошкольное образование очень мощно: стране нужны были родительские рабочие руки для строительства светлого будущего, а детям — тепло и забота. Ну, и, конечно, воспитание в духе социалистической идеологии. Представление о детском саде 30-х годов дает фильм «Подкидыш»: просторные залы для детей, портреты вождей и советские плакаты... И занятный эпизод: мальчик, мечтающий быть танкистом, милиционером или хотя бы пограничной собакой.

Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 г.
Кадр из фильма «Подкидыш», 1939 г.

...А дальше была война. Тяжелые испытания легли на плечи сотрудников детских учреждений, особенно — «садиковских». Эвакуация. Детей отправляли отдельно от родителей, а те в спешке забывали подписать вещи; записочки с адресами и фамилиями терялись в суете. Малыши путали имена своих мам и пап, не помнили названий улиц, не говоря уже о номерах домов и квартир. Некоторые потерялись навсегда. Сотрудники делали все возможное, чтобы сберечь своих подопечных. Например, от Кировского завода в эвакуацию было отправлено около 800 детей, и после войны все (!) были возвращены в Ленинград.

Но самое страшное выпало на долю садиков, оставшихся работать в блокаду. В холодном, темном, голодном городе нянечки и воспитатели ежедневно совершали подвиг, спасая малышей. Вот как вспоминает об этом Вера Михайловна Пахомова — воспитанница ленинградского детского сада № 38:

«...Перед обедом всем велели идти мыть руки. Вот тут я была поражена. Из комнаты, где мы находились (групповой) была дверь в другое помещение, оказалось, что это - умывальня. Там были 3-4 раковины, низкие, под рост малышей, краны, и из них текла тоненькой струйкой теплая (!) вода. Дети, протягивая руки под струйку, словно замирали, и никуда не хотели уходить. Но воспитатели и нянечка, быстро намылив, терли ручки, ополаскивали и отправляли детей вытираться, а сами также быстро принимались умывать других. Все делалось очень быстро, так как теплая вода была ограничена.

...Меня могут спросить, откуда взялась горячая вода? Дело в том, что детский сад имел свою маленькую котельную, которая топилась углем (или торфобрикетами, сейчас уже точно не помню). Котельная располагалась в цокольном этаже здания, и до войны батареи обогревали все помещения здания, грели воду в прачечной и для хозяйственных нужд на кухне».

Младшая группа. Детский сад №38. Ленинград 1942 г. Из архива Веры Пахомовой
Младшая группа. Детский сад №38. Ленинград 1942 г. Из архива Веры Пахомовой

Одежду тоже старались обрабатывать: если не удавалось постирать, то хотя бы прогладить:

«Спальня была в соседней комнате, и там стояла большая буржуйка (у окна, трубу вывели на улицу). У этой буржуйки всю ночь няня паровым утюгом гладила детскую одежду. Я как сейчас вижу старую женщину, раздувающую угли в утюге и, шепелявя беззубым ртом, приговаривающую: «Вот я вас сейчас голящим утюгом!». Много лет спустя я поняла, что зубы у нее выпали от голода и цинги...»

Поддерживали такую гигиену в голодный 1942-й год! Когда совсем нечего было есть, детей отпаивали хвоей и разведенными пивными дрожжами.

Тот самый детский сад № 38 расположен на Петроградке, в доме 8 по Татарскому переулку, недалеко от Зоопарка. Он существует до сих пор. Были и другие детские сады в блокадном Ленинграде. На некоторых из них установлены памятные доски: детсад № 30 и 133 (ул. Седова), №13 (5-я линия В.О., ) №43 (20-я линия В.О.), №19 - бывший «очаг №12» (пос. Песочный, ул. Садовая).

Детский сад в поселке Песочный, работавший во время Великой Отечественной войны
Детский сад в поселке Песочный, работавший во время Великой Отечественной войны

Послевоенные детские сады стали строить по типовым проектам. Наверное, они есть в каждом городе - эти кирпичные двухэтажные здания за деревянными заборчиками, с песочницами, беседками-грибками, горками и качелями.

Свой детский сад конца 1960-х я помню очень ясно. Персональные шкафчики с яркими картинками: яблоко, мишка, грузовик... В группе было две комнаты: первая называлась «игровая», она же служила столовой и местом для подготовительных занятий к школе. Вторая - спальня, там стояли ряды аккуратных кроваток. Постели дети заправляли самостоятельно. И одевались тоже сами. Главным мучением были шнурки и… лифчики. Да-да, именно лифчики! Их носили и мальчики, и девочки. К лифчику - полотняной широкой полоске с проймами для рук, - были пришиты резинки, которыми при помощи металлических зажимов крепились нитяные чулочки. Застегивался такой лифчик на пуговицы, расположенные сзади! Помню, с каким пыхтением, а то и со слезами отчаяния, малышня тянула за спину короткие ручонки, пытаясь справиться с коварными пуговками… Следующим этапом нужно было натянуть чулки и пристегнуть их резинками. К счастью, я попала в детский сад как раз на стыке чулочной и колготочной эпох, и в подготовительной группе мы все уже щеголяли в разноцветных колготках.

Но мне до сих пор иногда снится кошмар, как я мучаясь с застежками, а все уже оделись и звенят посудой в столовой, где накрыт полдник. Кормили нас обильно и вкусно, питание было четырехразовым. У всех были любимые и нелюбимые блюда. Почему-то большинство ненавидело молочный суп с рисом, а с макаронами тот же суп шел на ура. После еды играли: игрушек было в избытке. Правда, каждая кукла, каждый мишка имели строго свое место на стеллажике, а мы, прежде чем что-то взять, должны были обязательно спросить разрешения у воспитательницы, а после игры все аккуратно расставить по полкам.

К 1970 году в СССР было более 83 тысяч детских садов. «Садичную» атмосферу 70-80-х отлично передают советские фильмы «Усатый нянь», «Карантин» и великолепные эпизоды из «Джентльменов удачи».

Кадр из фильма "Усатый нянь",
Кадр из фильма "Усатый нянь",

После распада СССР, во время страшного демографического провала в 90-х, многие садики закрылись, какие-то были перепрофилированы, какие-то - просто проданы. Всюду царило запустение. Зато вместе с капитализмом вновь стали появляться платные сады и домашние группы.

В 10-х годах XXI века дело пошло на лад: рождаемость повысилась, стали строиться новые здания для дошкольников. В 2021 году было открыто более 300 новых детских садов. Сейчас в России в общей сложности их насчитывается около 46 тысяч, и все равно на всех не хватает. И это прекрасно — были бы цветы жизни, а сады построим!

Галина Илюхина

Еще больше материалов из рубрики "Память города" на нашем сайте памятьбесконечна.рф