Сегодня ровно полгода, как мы вчетвером приземлились в Буэнос-Айресе. Попробую подвести первые итоги. Это бесполезная статья – без цен и фактов, которые можно использовать. Просто несколько мыслей о переезде. Надеюсь, этот сентиментальный текст не станет причиной отписки.
Сначала немного истории.
Почему именно Аргентина
Еще год назад мы мало что знали об этой стране. Стандартный набор: там жила Эвита Перон, писал Борхес и укрывались нацистские преступники после Второй Мировой. Когда-то там было много серебра, за что страна и получила свое название. Еще Месси и папа Франциск.
Мы думали в сторону Европы: сын в этом году заканчивает школу, он учил словацкий язык и готовился поступить в Университет в Братиславе. Но перспективы европейского образования для россиян становились все туманнее, получение виз все труднее, а риторика все жестче. В сентябре 2022 стало понятно, что до конца учебного года лучше не ждать. Попалась статья про Аргентину: достойное бесплатное образование, хорошая медицина, недорогая жизнь, легкая легализация, аргентинский паспорт через 2-3 года. Между дочитанной статьей и покупкой билета на самолет был месяц.
Разочаровались ли мы в Аргентине за полгода?
Нет. У нас не было больших ожиданий. Все, за чем мы ехали, мы получили – свободу, новую жизнь, новых людей, хороший климат, возможность учиться. Я очень любила Москву. Теперь я люблю Буэнос-Айрес.
Ну что-то же должно не нравиться?
Должно. Аргентинская расслабленность и неторопливость. Про местное «маньяна» пишут все. Чтобы подстроиться под это, должны уйти годы. Я – человек, который не мог стоять на эскалаторе и всегда бежал, даже вверх. Сейчас во мне все переворачивается, когда я час стою в очереди из двух человек, а кассирша, грызя ногти, очень увлечена разговором по телефону. Но никого, кроме меня, это не напрягает.
То, что в Аргентине нет красной икры и пододеяльников, я знала еще до отъезда. То, что здесь нет укропа и гексорала и не топят зимой, выяснила уже на месте. За полгода у меня закончились привезенные запасы косметики и таблеток. Кремов, которыми я пользуюсь, здесь нет. Аргентинскую косметику пока не поняла. Местные лекарственные препараты тоже пока осваиваю – новый материк, новые бактерии, иммунитет еще слабый и организм иногда дает сбой, чем лечиться – непонятно.
При не очень разборчивом отношении к еде, все-таки остаются какие-то старые желания – иногда хочется вкусных помидоров, которых здесь не найти. Хочется салатов в ресторанах и самого простого дешевого Кьянти – с местным Мальбеком мы друг друга не поняли. Конечно, не хватает банка Тинькофф и каршеринга, хочется сесть за руль своей машины и уехать на дачу к розам и гортензиям (без меня ведь там уже ни роз, ни гортензий).
У моих парней гораздо меньше этого «хочется», связанного с прошлым. У них все желания связаны с будущим, и новый мир без пододеяльников и вкусных помидоров их вполне устраивает.
А есть те, кто возвращается?
Да, иногда встречаю людей, которые не сроднились с Аргентиной и собираются назад. Аргументы уже улетевшего обратно знакомого айтишника: «Мне говорили, что тут цивилизация и почти Европа, а это страна третьего мира с огромной инфляцией и бардаком везде. И кто вам сказал, что тут все дешево?! Вы, видимо, ничего не покупали! Попробуйте: детское питание, техника, да и еда в хороших ресторанах – тут все довольно дорого! Хорошую машину не купить, а если и купить, то никуда на ней не уехать – обязательно угонят или разобьют. В школах ничему не учат – люди в пятом классе складывают два плюс два!»
Другие аргументы для решения вернуться привела мне косметолог, к которой я попала на прием: «Всюду грязь, в поликлиниках антигигиена, в школе директор ковыряет в зубах, в метро едят то, что поднимают с пола. Везде несобранность и необязательность, сделали медицинскую страховку – обман, отказываются назначать процедуры! Ребенок хочет к друзьям в Россию, в школе скучно».
Про учебу в школах – отдельная история. Тут, действительно, не очень сильная учебная программа. Особенно вначале: математика на примитивном уровне, зато много игр и спорта. В первую очередь, тут растят довольных, счастливых, социально активных людей. Планируется, что пробелы в знаниях ребята наверстают в старшей школе и в универе. Кажется, такая система работает! Аргентинцы, действительно, удивительно свободные люди!
Что пока не получилось:
- Мы по-прежнему без DNI.
- Мы не разговариваем по-испански.
- У нас нет постоянной работы.
- К нам не доехали друзья, которые собирались.
Первый и последний пункты от нас не зависят. Документы на DNI мы подали, теперь ждем ответ. Ожидание может затянуться на полгода и больше. Мы не торопимся. Чаты пестрят тревожными сообщениями: «русским перестали выдавать резиденции, с января нет удачных кейсов». Я по этому поводу совершенно спокойна – нам не грозит депортация, нас никто не выгоняет из страны, мы можем спокойно здесь жить, учиться, путешествовать. Да, с резиденцией удобно: можно получить большие скидки, открыть карту, выезжать из страны, когда захочешь. Но мы учимся жить сегодняшним днем, думаю, это полезный навык.
У многих высокий уровень тревожности по поводу грядущих выборов: придут к власти правые, начнется хаос и нас всех попросят на выход. Я пока не разбиралась в здешней политике, но историк на курсах испанского нам рассказывал, что после военной диктатуры и суда над хунтой вся система в Аргентине выстроена таким образом, что новая диктатура здесь вряд ли возможна. А это – главное.
У меня нет ностальгии. Я впервые в жизни не видела снег больше года и вполне довольна. Я скучаю по маме и подругам. Иногда по более комфортной жизни, которую вела в Москве. Но мне не хочется обратно, потому что той жизни больше нет.
Мы забрались так далеко, чтобы было меньше соблазнов вернуться. Я ничего не исключаю, но пока мы идем дальше.