У этого произведения особая роль в судьбе автора и в истории отечественного искусства. Статуя, подводившая итоги художественного обучения скульптора, была выставлена для обозрения в зале Академии художеств. Профессора академии отказались рассматривать ее, так как сочли вещью, «далекой от общепринятых канонов». Антокольский ушел от принятого в то время портрета царя-победителя или героя. Он представил образ человека, погруженного в тяжелые раздумья. Профессионалы работу не оценили, но на Александра II и великую княгиню Марию Николаевну, покровительствовавшую академии, скульптура произвела сильное впечатление. — Император приехал, посмотрел на работу, купил ее за сумасшедшие по тем временам деньги — 8 тысяч рублей и заказал бронзовую отливку скульптуры, — рассказывает главный хранитель фондов Музея истории религии Елена Денисова. — Как писал сам Антокольский: «Я уснул безвестным и бедным, а проснулся богатым и знаменитым». Работу Антокольского высоко оценил Владимир Стасов. По его словам, статуя царя Иоанна «есть, бесспорно, примечательнейшее создание русской скульптуры. Подобной силы и глубины выражения, подобной реальности и правды еще не представляло до сих пор наше отечественное ваяние…». Спустя год скульптуру показали на Международной выставке в Лондоне. Кенсингтонский музей заказал для своего собрания ее гипсовый слепок. «Иван Грозный» стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея. Мраморное повторение статуи Грозного есть в Третьяковской галерее. Бронзовая скульптура в 1934 году попала в Музей религии, что логично. Иван Грозный не только правитель и политический деятель, он первый помазанник божий и распространитель христианства на территориях России. В собрании музея девять работ Антокольского в гипсе: Нестор-летописец, Мефистофель, Спиноза… В бронзе только Иван Грозный. Практически сразу статуя заняла почетное место в анфиладе большеформатных скульптур в Казанском соборе, где до 2000 года располагался музей. После переезда в здание на Почтамтской улице она более 20 лет находилась в фондохранилище и не экспонировалась. Это ее первая масштабная реставрация с момента поступления в собрание музея. Процесс в разгаре. В мастерской статую можно рассмотреть в подробностях. Иван Грозный изображен в рост. Он сидит на троне, украшенном орнаментом и изображением двуглавого орла. Царь в монашеском одеянии, спущенная с плеча шуба покрывает ноги. Голова Грозного опущена, на правом колене раскрытое Евангелие, на отвороте шубы — крест, рядом с троном посох царя. Из утрат статуи — крест и четки, которые Грозный держал в левой руке, от них осталась только бусина на рукаве. О воссоздании пока речь не идет — время не позволяет. Реставрация идет с начала года, должна завершиться осенью. Как говорит художник-реставратор Иван Мельников, работа срочная, но для памятников такого размера и исторической важности спешка невозможна. Поверхность скульптуры очищена от пыли и сажи. Специальными химическими составами удаляются окислы на поверхности бронзы. Пятна краски в складках одежды царя приходится убирать скребком. Вероятно, они попали на металл, когда в помещении, где стояла скульптура, делали ремонт. Реставраторы бережно сохраняют авторскую патину, она здоровая. Последним этапом работы станет консервация. В реставрационной мастерской памятник пробудет до осени. Следующие полгода он погостит в Москве, затем займет место в экспозиции Музея истории религии.
Скульптуру «Иван Грозный» из собрания Музея истории религии отреставрируют
11 мая 202311 мая 2023
12
2 мин