Найти тему
Memento mori

Мемориальная символика, часть 1

Время от времени я уже обращалась к расшифровке различных символов, которые можно встретить на надгробиях. Если вы начали читать канал недавно, то рекомендую статьи про Всевидящее око, деревья, Адамову голову и орудия Страстей Христовых.

А сейчас хочу поговорить и про другие символы. Во второй половине XVIII века в Россию, вместе с восхождением на престол Екатерины II, пришел классицизм, появившийся в Европе под влиянием античности. Но, как и прочие веяния "извне", стиль этот трансформировался под воздействием местной культуры, и получил отдельное название — русский классицизм, разбиваясь с течением времени на множество направлений.

Русский классицизм нашел свое отображение везде: в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе и т.д. Конечно, под влиянием стиля, расцвет которого пришелся на конец XVIII - начало XIX века, начали меняться и некрополи. "Переезд" захоронений из церквей и монастырей на открытые пространства, не столь связанные религиозными условностями, этому только поспособствовал. По-прежнему самой распространенной оставалась плита, но даже она начинает покрываться орнаментами, включая геральдические, начинает изготавливаться из других материалов (например, чугуна и бронзы). А вместе с тем, через Европу, напрямую из древней античности, на некрополи приходят новые формы памятников: статуи, саркофаги, обелиски, стелы, колонны, мавзолеи.

Так формируется новый стиль мемориальной скульптуры. И тогда же приобретает популярность символика, которая, частично переосмысливаясь и дополняясь, долгие годы повторяется на надгробиях. Даже революция, в корне перевернувшая многие традиции, оказалась не в силах полностью уничтожить мемориальную символику. Да, некоторые символы практически перестали появляться на надгробиях, — но возникли новые. А кое-что осталось и вовсе без изменений. Например, с кладбищ никуда не делись погребальные урны.

Урны (от лат. uro - сжигать) — предмет необычный. Появившись как сосуд для хранения пепла в античности (интересно, не было ли это трансформацией традиционных египетских каноп, предназначенных для хранения органов?), урна была переосмыслена впоследствии как предмет, символизирующая прах, в который обращается тело, в то время как душа отправляется к Богу. Удивительно: в то время, как с приходом христианства обычай кремировать покойных практически исчез, урны никуда не делись, обретя новое значение.

На кладбищах можно встретить как обычные урны, так и урны, покрытые "покрывалом забвения". Возможно, для усиления эффекта: забудьте о том, что пришла смерть, — возрадуемся, что душа усопшего на небесах. Маскирующими элементами также служат цветочные гирлянды, венки. Иногда крышка превращена в букет из роз или мака, или крышку урны венчает пламя.

Интересно, что когда советская власть начала всячески пропагандировать кремацию — урна как мемориальный символ с кладбищ не исчезла полностью. Да, начали появляться колумбарии, в которых урны вернулись к своему первоначальному назначению — хранить прах, — но вместе с тем памятники советского времени по-прежнему иногда продолжали украшать урнами. Да и в современности этот символ нет-нет да встречается, пусть и редко.

Как мы видим, погребальная урна часто изображается в компании плакальщицы. Это одна из стариннейших профессий, известная еще с Древнего Египта. Как правило, членам семьи усопшего требовалось на похоронах проявлять сдержанность, но передать трагедию все-таки требовалось, для чего привлекали (за плату) специально обученных женщин. Количество нанятых плакальщиц символизировало и статус покойного, и его значимость для семьи. Этот обычай дошел в некоторых странах до наших дней.

Но изображения плакальщиц, через века дошедшие и до российских некрополей, имели реальные исторические прототипы. Прежде всего, это Артемисия Карийская (скончалась в 350 г. до н.э.), которая столь сильно горевала по умершему супругу Мавсолу, что добавляла его прах в свое питье. Кстати, она же начала возводить в память о супруге беспрецедентную для тех времен гробницу в Галикарнасе, позже названную одной из чудес света. И название "мавзолей" стало с тех времен обычным для всякого рода роскошных погребальных сооружений.

Вот представьте, у нас на Красной площади Владимир Ильич лежит в здании с названием, образованным от имени умершего более 2 тысяч лет назад правителя Карии — страны, о которой в принципе никто и не помнит. Сейчас ее земли где-то на территории современной Турции.

Артемисию обычно изображали с чашей или кубком, реже с урной. А вот Агриппину Старшую (скончалась в 33 г. н.э.) — только с урной, обычно с закрытым лицом. Она была замужем за прославленным военачальником Германиком и часто сопровождала супруга в военных походах. А когда он скончался (отравили) в Антиохии, — доставила его прах на родину в урне.

"Агриппина сходит на берег с прахом Германика в Бриндизии", Бенджамин Уэст, 1768г.
"Агриппина сходит на берег с прахом Германика в Бриндизии", Бенджамин Уэст, 1768г.

Не смотря на то, что исторически профессия плакальщиц была связана с рыданиями и разрыванием одежд, женщины на российских надгробиях часто изображались преисполненными светлой спокойной грусти по усопшему. Хотя позы при этом, бывало, выражали скорбь сильнее, нежели лица. Но наши некрополи чаще отличает скорбь светлая, не драматическая: как будто грустишь лишь о времени, проводимом в разлуке, — но радуешься, что после смерти воссоединишься с близким человеком.

Кроме урны, женщины изображались со сломанной колонной, с венком, с крестом, с портретом покойного, со сложенными в молитве руками, — да много различных вариаций. В советское время на надгробиях начали появляться и современно одетые девушки, которые возлагают цветы или подносят венки, а их лица даже не столько грустны, сколько серьезны. Но в настоящее время внешний вид плакальщиц чаще возвращается к дореволюционным традициям.

Наряду с плакальщицами на надгробиях встречаются мужские фигуры. Это гении — в древнеримской мифологии такие духи считались хранителями человека на его жизненном пути. В христианстве они трансформировались в ангелов-хранителей.

В классической традиции гениев изображали практически обнаженными, с крыльями или без, из атрибутов — урна, перевернутый факел, венок. Долго они в мемориальном искусстве не просуществовали, их окончательно вытеснили ангелы (которые были прилично одеты, в отличие от некоторых, и держали в руках крест, а не языческую атрибутику). Причем ангелы женского пола (мужского практически не встретишь).

Заодно: перевернутый факел означает угасшую жизнь (в нормальном положении — бессмертие и жизнь вечную). Сломанная колонна также означает прервавшуюся жизнь, как и сломанное дерево, и сломанный цветок.

Что касается ангелов, — пожалуй, это самая популярная фигура на кладбищах. Это символ послания от Бога к человеку, символ вознесения на небеса, духовности, защиты. Бывают самые различные типы скульптур: в молитве (о душе), читающие (Евангелие/Библию), благословляющие, воинствующие и дующие в трубу (Судный день не за горами) и т.д.

Отдельно можно отметить купидонов, которые селятся как на детских захоронениях, так и на могилах уже взрослых людей (и, честно говоря, смотрятся не всегда уместно в таком случае, даже как-то игриво). То же относится и к херувимам, которые изображаются как детская головка с крыльями.

В советское время ангелов по понятным причинам не изображали (хватало и плакальщиц), но в наши дни крылатые изваяния вновь вернулись на кладбища, зачастую в новом, неклассическом образе.

Теперь рассмотрим цветы, листья и венки.

Их держат в руках различные фигуры, их вешают на обломанные колонны и кресты, встречаются еще и кресты, полностью "расцветшие", обычно розами. И в принципе цветочный орнамент всегда был самым популярным. Причем размещение цветка могло иметь как символическое, так и чисто эстетическое предназначение, без каких-либо глубинных смыслов.

Отдельным словом стоит отметить венок, который издревле был символом победы и признания заслуг. Мы и сегодня приносим на кладбища венки, увитые памятными лентами, как символ памяти и завершения жизни, но и бесконечности тоже, как бесконечен сам круг. Для молодых девушек венок также является символом красоты и невинности.

В мемориальной скульптуре чаще всего встречаются:

— Роза: самый популярный цветок на кладбищах, ибо издревле был посвящен Деве Марии, поэтому его появление вызвано прежде всего религиозным значением. Роза символизирует любовь, скоротечность жизни (увядшая или сломанная), а ее колючки напоминают о земных страданиях.

— Лилия и калла: обычно изображались на женских надгробиях как знак бесконечной любви от безутешного супруга, также означает чистоту и невинность. Тройная лилия отожествлялась с Троицей.

— Мак: символ вечного сна и покоя, пришедший к нам напрямую с Древней Греции, где являлся эмблемой Гипноса, бога сна (позднее, в Риме, мак перекочевал к Морфею).

— Ландыш: символ чистоты и нежности, обычно изображался на женских надгробиях.

— Венки из дуба или лавра, наоборот, характерны для мужских надгробий, это символы мужественности, славы, победы, чести. В качестве военной награды и признания лавр был популярен в Древнем Риме, в остальной Европе был больше распространен дуб (оно и понятно: сложно изобретать лавровый венок в странах, где лавр отродясь не рос). В христианской традиции дуб стал символом веры и добродетели. В советское время дубовые листья и венки остались на надгробиях как знак доблести.

— Пальмовый лист: символ победы и триумфа, в древности вручался вместе с венком победителю Олимпийских игр, вручался и гладиаторам, оттуда же пошло выражение "пальма первенства". Вместе с тем пальмовый лист нашел свое отражение и в христианской традиции, ибо именно пальмовыми листьями встречающие когда-то подметали путь Христа на въезде в Иерусалим. Пальмовая ветвь стала символизировать не только триумф, но и вечность, и победу над смертью, а день Входа в Иерусалим стал отмечаться под названием пальмовое воскресенье. У нас именно так появилось вербное воскресенье: просто более подходящее растение для широт, лишенных пальм.

— Гвоздика стала одним из символов революции, и тогда же начала появляться на надгробиях как символ пролитой крови и вечной памяти.

— Незабудка: символ верности и памяти.

— Плющ: терпение, бессмертие, упорство.

— Виноградная лоза считается эмблемой мира и благополучия, но в христианской традиции это еще и один из символов Христа, и тут она уже символизирует и жизнь вечную, и душевное богатство. Да что говорить, если вино подается в церкви на таинстве причастия.

Как вы видите, в мемориальной символике часто нет места какому-то единому символу. Надгробие тогда наполнено множеством значений: это венок на колонне, крест под покрывалом забвения или, как на фото ниже, голубка с виноградной лозой и рыбой (древнейшим из знаков Христа). Но когда почитаешь больше о значениях, становится гораздо интереснее ходить по старинным кладбищам, — как православным, так и других христианских конфессий (в принципе, по Европе символика практически идентична).

Я не буду рассматривать множество символов, повествующих о профессиях: у врачей это обычно чаша со змеей, у актеров — театральные маски или театральный занавес, у музыкантов лира или музыкальный инструмент (а еще бывают ноты), у художников палитра, у писателей перо и так далее. Также не буду касаться геральдики: логично, что гербы часто изображались на надгробиях дворян, и просто перечислять у кого какой герб было бы не интересно ни мне, ни вам.

Но, кстати, если вас всё же интересует тема геральдики — в Санкт-Петербурге можно приобрести изумительную книгу "Мемориальная геральдика" от Государственного музея городской скульптуры, в сувенирном магазине в некрополе Мастеров искусств. Я ее приобрела вот только в марте и очень довольна, там приведены изображения гербов с надгробий Петербургских кладбищ и рассказывается о людях, на чьих надгробиях изображены эти гербы. Кажется в сети эта книга тоже есть, но это не точно.

Во второй части своего рассказа закончу о символах, значение которых не столь однозначно. А пока — спасибо, что дочитали до конца.