Опять возвращаюсь к символизму, которого хватает и на старых, и на новых кладбищах. Верования наших предков могли давно затеряться в прошлом, но похоронные ритуалы хранят в себе отголоски тех времен.
И сегодня я хочу поговорить о деревьях. Кажется, что тут всё просто: деревья выражают печаль и скорбь по умершим, и потому даже на типовых надгробиях современности зачастую промелькнет то березка, то ива. Но если углубиться в тему...
Когда-то на свежей могиле высаживали дерево, и считалось, что если оно принялось, значит покойник был праведником, если не принялось - грешником. Интересно теперь, только ли символом скорби являются деревья на современных надгробиях? Или второй смысл - жизнь правильная?.. (Тем более что высадки деревьев на новых некрополях теперь запрещены либо строго регламентированы).
И раз уж мы заговорили о старых традициях, то стоит начать с елки, которую наши предки считали деревом, связывающим мир живых и мир мертвых. И неудивительно: каждый хоть раз да бывал в еловом лесу и знает, какое это мрачное, сумрачное, безнадежное какое-то место, где нет шороха листвы, где все, кажется, замерло. Там водилась нечисть, туда не пускали детей, да и кладбища порой устраивали именно в еловых лесах. А вот около дома ель сажать было нельзя - считалось, что это могло привести к смерти членов семьи мужского пола.
Кстати. Как вы знаете, обычай наряжать елку на Рождество (а потом и на Новый год) пришел к нам из Германии, и хотя его дважды пытались отменить, - елочки и по сей день радуют детей и взрослых в каждом доме. Но обычай этот, активно продвигаемый еще Петром I, прижился в России лишь в XIX веке.
А вот деревом смерти елку стали считать еще до крещения Руси. Не ясно, сколько веков обычаям, но и по сей день на кладбище несут еловые венки и устилают свежую могилу еловыми ветками. Раньше еловыми ветками устилали и дорогу, по которой от дома должны были нести покойника. А еще был обычай мести еловыми ветвями за собой, возвращаясь с кладбища, чтобы "покойник не увязался". В нынешние времена ели высаживают у захоронений для придания торжественности и как символ вечной жизни, вечного покоя.
Кстати, на юге примерно ту же функцию выполнял (и выполняет) кипарис. Еще древние греки и римляне считали его связующим звеном между мирами, и нередко высаживали на кладбищах.
Символика других деревьев не столь обширна, но стоит коснуться и ее для характеристики растений, которые можно часто встретить на кладбищах:
Ива - символ скорби и печали.
Береза - вместилище душ умерших (в некоторых племенах даже хоронили - в бересте), а еще скорбь по юной умершей девушке.
Акация - любимое дерево у масонов, означала бессмертие души.
Дуб - самое почитаемое и значимое дерево во многих дохристианских культах, в христианстве же символизирует веру и добродетель.
Тис - считается символом смерти и воскресения в Европе.
Тополь - символ одиночества и тоски.
Рябина - хранитель душ усопших.
Сирень - защищает от темных сил и приносит покой.
Напоследок коснусь тематики надгробных памятников в виде срубленного/сломанного дерева, которые часто встречаются как на христианских, так и на иудейских кладбищах, и были достаточно популярны в дореволюционные годы. Иногда встречаются и кресты с фактурой ствола.
Обычно считается, что такое дерево - это символ рано оборвавшейся жизни или оборвавшегося рода, но Александр Волков в своей книге "Тайный код столичных кладбищ", посвященной расшифровке символов на надгробиях, приводит несколько примеров, совсем не подпадающих под это определение. Например, надгробие-дерево на могиле 70-летнего статского советника П.П. Сакера в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге. Но мне кажется, что если человека есть любящая семья, то смерть его всегда будет слишком ранней, ушел он из жизни в 30 или в 70...