На старинных надгробиях XVII-XIX веков можно встретить символику, которая в нынешние времена практически не используется - это изображения орудий Страстей Христовых. К слову сказать, они были характерны не только для надгробий, но и для икон, нательных крестов, на гравюрах и т.д.
По хорошо сохранившемуся рисунку можно разобраться в основных нюансах символики. В центре - Русский православный восьмиконечный крест, впервые на купола церквей начал воздвигаться в 1551 по инициативе Ивана Грозного. В принципе, церковь принимает и два других варианта креста - без малой верхней перекладины или без косой перекладины снизу.
Верхняя малая перекладина - это табличка, которая была приколочена на распятии. На табличке Понтий Пилат повелел написать: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", аббревиатурой этой надписи с латинского (Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm) являются буквы INRI, с русского - INCI. На крестах можно встретить как эти варианты, так и ICXC - Иисус Христос.
Нижняя перекладина - подставка для ног, а наклонена она, так как служит мерилом для каждого человека, весами его жизни и поступков. У подножия креста - символическое изображение Голгофы, а череп с костями принадлежит Адаму, как знак первородного греха. Такое изображение еще называют Голгофским крестом.
Слева от креста находится копье, а справа - трость с губкой, смоченной уксусом, которую солдат поднес Иисусу, когда тот попросил пить.
Иногда голгофский крест можно встретить врисованным в общий орнамент, но чаще он все-таки является одним из основных элементов композиции.
Иногда изображения очень схематичны, полустерты временем, но все же узнаваемы, как, например, на этой надгробной плите:
А напоследок покажу несколько драгоценных старинных предметов из музеев Великого Новгорода. Теперь-то понятно, почему в ногах распятого Иисуса находится череп.