Русский американец Тим Керби, получивший несколько лет назад российский паспорт, всегда был восхищен уровнем цифровизации в России: "Госуслуги, налоги.ру - как они сделали нашу жизнь лучше! Например, я плачу налог на свой дом, просто получив уведомление. И это всего 600 рублей (что тоже отличает Россию и США). В личном кабинете всё работает автоматически и более-менее правильно. Это здорово!".
Тем временем госсервисы становятся только лучше. Из последнего: внедрение суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», дистанционная подача заявления в первый класс, электронный полис ОМС, "Рождение ребенка".
Одной из многообещающих "новинок" является также и создание единого реестра военнообязанных, который призван решить сразу ряд проблем.
Мнение эксперта
Цифровое развитие действительно на высоком уровне: быстрые переводы в банках, возможность решить многие вопросы через госуслуги, подача заявления на поступление в высшее учебное заведение в другом конце страны - все это существенно упрощает нашу жизнь, не тратя время и деньги на поездки/перелеты. Высокий уровень цифровизации, при этом, частично уравнивает возможности жителей разных населенных пунктов между собой, поскольку цифровые сервисы не сильно привязаны к местности. Возможность оплатить штраф, налог, записаться в больницу, действительно является наиболее важной потребностью для всех нас, что не может не оказывать положительное влияние на нашу жизнь, ускоряя ее, упрощая процедуры и внося ясность в происходящие бюрократические процессы, благодаря доступной автоматизированной подаче информации.
Однако есть и трудности в виде сложности адаптации более взрослого поколения к новшествам. Помимо прямой помощи родственников в обращении с электронными сервисами, нужно максимально упростить понимание функционала сайтов/приложений для людей, кто с трудом привыкает к этому. Еще было бы отлично организовывать программы цифровой грамотности во многих городах.
Артур Кристман, Экспертный клуб Петербурга
Россия является лидером цифровизации в сфере государственных услуг. Многим государства Европы и Америки еще недоступны сервисы быстрой обработки запросов граждан. Это связано не только с проблемами внедрения инноваций, но и консервативностью западных бюрократических структур. Российский же управленческий аппарат эффективно внедряет инновации в сфере цифровизации и упрощает для граждан процессы пользования услугами государства.
Особенно актуальны и удобны системы записи к врачам, дистанционные запросы по документам и возможность через интернет оплатить налоги и разобраться в отчислениях. Считаю, что в дальнейшем необходимо развивать систему оформления и заказа документов через интернет.
Петр Колчин, Аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов