Найти тему
Строительный мир

Жизненно необходимо: о развитии транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока

В 2022 году экспорт российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона превысил 140 млн тонн. К примеру, Китай импортировал свыше 59 млн тонн (на 11% больше, чем в 2021 г.). И если Поднебесная остается стабильным покупателем, то Индия заказала у России в прошлом году на 148% больше угля, чем в 2021-м — 16,7 млн тонн.

© pxhere.com
© pxhere.com

Всего за границу отправили 221 млн тонн — примерно половину от общего объема добычи. Год назад этот показатель был на уровне 227 млн тонн, при этом в государства АТР ушло тогда 129 млн тонн. По словам замглавы Минэнерго РФ Сергея Мочальникова, в 2023-м в юго-восточном направлении Москва намерена отгрузить еще больше ископаемого топлива. А к 2030 году объем экспорта в АТР может увеличиться минимум в 1,5 раза, о чем в одной из своих статей написал вице-премьер России Александр Новак.

Правда, для достижения этой цели необходимо развивать инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время продолжается модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Однако этого может быть недостаточно. По мнению ряда экспертов, необходимо по максимуму задействовать и реки.

© pxhere.com
© pxhere.com

В частности, летом 2022-го угольщики обратились к правительству с просьбой построить на условиях государственно-частного партнерства собственный балкерный флот для перевозки навалочных грузов. Определенные работы в этом направлении уже ведутся — до 2027-го предполагается спустить на воду 150 новых грузовых судов, в том числе арктического класса. Отмечается, что России для достижения независимости в балкерных грузоперевозках необходим флот дедвейтом 70 млн тонн. Не исключено, что часть судов закупят у иностранных партнеров.

Для транспортировки угля по внутренним водам предполагается задействовать Амур и Енисей, что позволит снизить нагрузку на Восточный железнодорожный полигон. Но, помимо строительства и/или приобретения балкеров, крайне важно развивать портовую инфраструктуру на Востоке и в Арктике, что частично уже делается. Однако все это требует времени и немалых затрат.

© pxhere.com
© pxhere.com

Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информации (МТУСИ), к.э.н.:

«Развитие российской транспортной инфраструктуры, в том числе за счет водных маршрутов, не только актуально, но и жизненно необходимо для поддержания целого ряда добывающих отраслей. С учетом разворота большей части российского экспорта на восток, покупателями стали страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а пропускная способность Транссиба и БАМа в состоянии обеспечить только часть перевозок, перемещение экспортного угля по сибирским рекам, и СМП выглядит вполне актуальным. Но для этого нужно наличие собственного балкерного флота и соответствующей портовой инфраструктуры, создание которых требует значительных инвестиций и времени.

Стоимость транспортно-логистических издержек в структуре конечной стоимости российского угля для покупателей достигает трех четвертей, с учетом почти десятикратного увеличения стоимости фрахта в портах Северо-Запада. Но даже при такой структуре стоимости экспорт остается рентабельным при существующих и более высоких ценах на сырье на мировом рынке. Развитие магистральных конвейерных перевозок также не может закрыть все потребности перемещения российского экспорта, поэтому развитие водного транспорта обоснованно, однако определение конкретных маршрутов перевозок требует внимательного и детального экономического обоснования, учитывающего возможности частно-государственного партнерства, льготного кредитования и срока окупаемости инвестиций в развитие инфраструктуры водного транспорта».
Новый опорный пункт Северного морского пути: в России строят порт для одного из крупнейших угольных месторождений мира
Строительный мир12 апреля 2023