Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Старость и немощь после рака

Молодым и старым, больным и здоровым – всем хочется пожить подольше, но не в немощи, а бодрячком и не без интереса. Счастье, что нам не дано знать будущее, а расчёты средней продолжительности жизни не воспринимаем всерьёз – среднее, но не моё. Как знать, как знать.

Когда тебе всего семнадцать лет, все старше двадцати – старики. Когда стукнет 65 лет, и ты ещё ого-го-го какой огонёк, обидно, что медицина объединяет тебя вместо с теми, кто ещё жив и не очень здоров. Рак как все хронические болезни сокращает продолжительность жизни, а при полной многолетней ремиссии можно надеяться на подольше? Вопрос не для слабонервных: «Как излеченные ЗНО влияют на симптомы старческой астении и срок жизни?» – специалисты Университета Флориды и Калифорнийского смогли разобраться с влиянием анамнеза злокачественного заболевания на жизненные аспекты пожилых.

В качестве сравнительного критерия избрали индекс хрупкости Роквуда (FI) – косвенный показатель старения, учитывающий долю утраченных пожилым человекам функций. Сравнивали две группы пожилых: 2 050 перенёсших лечение ЗНО и не имевших анамнеза лечения ЗНО 9 474 участников национальной когорты исследования здоровья, проходившего в США в 1999-2014 годах.

Пережившие рак были чуть старше – средний возраст 72,6 лет против 70,0.

Старческая астения, по-простому, немощь или одряхление, выявлены у почти 56% переживших рак против 48% в группе здоровых, и именно этот симптом максимально коррелировал с высокой вероятностью гибели от всех причин. Кстати, в группе онкопациентов крепких здоровьем было меньше 6%, вполне удовлетворительных и почти бодрячков – чуть больше 38%.

Расчёт риска смерти в когортах с одинаковым индексом хрупкости показал более высокую вероятность гибели переболевших раком, так отношение риска на 100 человеко-лет:

  • при FI менее 0,10, что предполагает довольно крепкого пожилого человека с минимальными признаками старения, риск смерти 1,9 против 1,4 у здоровых;
  • при FI в диапазоне 0,10-0,21, когда пожилой не сильно крепок, но ещё не немощный, риск был как 3,4 против 2,4;
  • при FI выше 0,21, что означает немощь, сотставлял 7,5 против 5,4;
  • при сравнении FI выше 0,21 против FI ниже 0,10 обещалось многократное увеличение риска смерти от всех причин и для выживших после рака (aHR 2,80), и в группе здоровых (aHR 2,75).

Вывод не внушает оптимизма и печален: слабость, она же немощь, связана с более высоким риском смерти пожилого человека, пережившего рак, и чуть меньше корреляция у пожилых людей без анамнеза ЗНО.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2022/06/10/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!