Найти тему
GeekFlow

“No money, no honey” или чем мотивировать сотрудников помимо денег?

Вы строите большие компании, придумываете классные продукты, отлаживаете бизнес-процессы, но достаточно ли этого? Понимают ли ваши сотрудники, в чём ценность продукта и бизнеса? Чувствуют ли что их труд ценят?

Рассказываем, как сочетать инструменты материальной и нематериальной мотивации, чтобы команда продуктивно работала, и что еще, кроме денег, важно для сотрудников.

Мотивация — это один из самых важных инструментов, который пригодится и руководителю крупной компании, и менеджеру проекта.

Для чего нужна мотивация?
Для чего нужна мотивация?

● чтобы увеличить продажи или другие ключевые показатели бизнеса;

● повысить лояльность сотрудников: здесь про удовольствие и самореализацию;

● прокачать HR - бренд: положительные отзывы лишат вас нехватки специалистов;

● выявить потенциальных лидеров;

● сплотить команду;

Может показаться, что вопросы мотивации персонала должны касаться лишь руководителя компании или HR-специалиста. Но на деле руководителю каждого уровня приходится мотивировать команду, чтобы она хорошо справлялась со свои обязанностями.

Виды мотиваций
Виды мотиваций

Выделяют два главных вида мотивации сотрудников:

Материальная: зарплата, премии и штрафы (демотивацию никто не отменял), ДМС, оплата корпоративного обучения, скидки на фитнес или английский и т.д.

Нематериальная: продвижение по карьерной лестнице, комфортный график работы, технологически оснащенное рабочее место и т.д.

А теперь самое время вспомнить пирамиду базовых потребностей Абрахама Маслоу.

У подножья пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности и потребности в безопасности. Это именно то, что в первую очередь необходимо дать сотрудникам. Выражается это в стабильности, комфортных условиях и достойной оплате труда.

Дальше наблюдаем социальные потребности и потребности в признании и уважении. Сюда можно отнести рост сотрудника, как эксперта, а также его чувства, что его ценят.

Потребности в творчестве и познании, закрываются через возможность обучения, наставничества, коучинга.

А вот эстетические потребности и потребности в самоактуализации - это верхушка нашего айсберга. Людям важно осознавать, что они могут развиваться и окружать себя интересными местами и людьми. На этом этапе, нужно немало постараться.

Рассмотрим виды нематериальной мотивации

Их можно разделить на четыре вида:

1. Социальная.
Повышаем самооценку сотрудников, учитывая их мнение при принятии решений, а также позволяя брать ответственность в рамках их деятельности.

2. Психологическая.
Закрываем потребность в общении. Тут лучше всего подходит неформальное общение, совместные занятия спортом или уютные завтраки сотрудников смежных подразделений и руководства компании.

3. Моральная.
Помогаем удовлетворить потребности в признании. Ход конем, проработать имидж компании. Ведь имидж работодателя, уже помогает специалисту чувствовать себя признанным.

4. Организационная.
Закрываем потребности в безопасности и комфорте. Тут можно продумать комфортное рабочее, оснащенное всем необходимым оборудованием.

Когда нематериальная мотивация не работает?

  1. Тогда ,когда материальная мотивация заменяет материальную.

Вы можете бесконечно много хвалить и давать обратной связи сотруднику, но без соответствующей оплаты, он просто на просто от вас уйдет.

2. Тогда, когда выбран неверный инструмент поощрения.

Тут важно разобраться, нужно ли сотруднику то, что вы предлагаете.

3. Если она не прозрачна.

Каждый сотрудник должен четко знать, что ему нужно сделать, чтобы получить тот или иной бонус. И по отношению к коллегам не должно быть вопросов, по типу “За что ему премия?”

Выводы
Выводы

Если вы являетесь руководителем, то вам важно уяснить одну простую вещь:

Материальная и нематериальная мотивация - это две стороны одной медали. Их невозможно делить. Да, вы можете платить хорошие зарплаты и премировать сотрудников каждый квартал, но если в вашем коллективе нет уважения и развития, а вместо конструктивных диалогов - “лай”, то тут уж не обессудьте, когда сотрудники начнут толпами бежать прочь. И наоборот. Вы можете создать классную атмосферу, вручать грамоты за каждое достижение, но без закрытия базовых потребностей, сотрудник вряд ли долго задержится на этом месте. БАЛАНС. Вот что важно соблюдать между материальной и нематериальной мотивацией. И формировать её стоит, учитывая актуальные потребностей команды и целей компании.