Найти тему
ЖИЗА

Как правильно установить контакт с клиентом — примеры диалогов и скриптов

Оглавление

Большинство покупателей не любят общаться с продавцами и обращаются к ним, только если не могут достать товар с верхней полки или найти нужный размер. Задача консультанта — втянуть посетителя в разговор, заинтересовать и точно довести до покупки.

Разбираемся, как правильно начать диалог с покупателем, что и как говорить (или не говорить).

Этапы установления контакта с клиентом

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Техника установления контакта с клиентом — это воронка продаж, которая включает несколько последовательных этапов:

  • привлечение внимания посетителя,
  • знакомство,
  • опрос и выявление потребности,
  • выбор подходящего решения,
  • завершение сделки.

Чтобы консультантам было проще, для них разрабатывают скрипты разговора с клиентом — заранее продуманные речевые блоки, фразы, подходящие для разных ситуаций, ответы на распространённые вопросы и возражения. С ними продавец чувствует себя увереннее, не боится растеряться или совершить ошибку.

Но скрипты сложнее реализовать при личном общении, чем при онлайн-переписке или холодных обзвонах. В магазине строго следовать схеме не всегда удаётся — продавцу нужно быть готовым к импровизации. Кроме того, важны визуальная составляющая (внешний вид, атмосфера в магазине), поведение, интонация консультанта и многие другие факторы.

Универсального скрипта, подходящего для любого бизнеса, нет.

При разработке фраз для установления контакта с покупателем необходимо брать во внимание особенности своего бизнеса, продукта, целевой аудитории, уровня подготовки персонала.

Рассмотрим подробно каждый этап взаимодействия продавца и клиента в магазине с примерами диалогов.

Подготовка к разговору

Продавец должен подготовиться к общению с клиентом: изучить скрипты диалогов с посетителями, знать характеристики, плюсы и минусы товаров, уметь представить продукцию и условия продажи в выгодном свете, быть в курсе акций и распродаж.

Первое впечатление самое важное, поэтому стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • Внешний вид. Консультант должен выглядеть опрятно, носить бейдж с именем.
  • Интонация. Тон должен быть дружелюбным, речь неспешной и внятной. Если используются скрипты, нужно избегать роботизированной и монотонной речи — покупателю важно живое общение.
  • Поведение и жесты. Поза должна быть открытой — никаких скрещенных рук и общей скованности. Жесты должны демонстрировать уверенность: резкие, прерывистые движения консультанта говорят о нервозности, которая быстро передаётся клиенту.
  • Мимика и эмоциональность. Обязательны приветственная улыбка, выражение эмоций в ходе разговора. Хорошее качество продавца — умение подать информацию через чувства. В отдельных случаях допускается экспрессия — например, при рассказе об акциях, уникальных функциях, значимых преимуществах товара.

Поведение продавца должно показывать, что клиент важен для него. Нельзя демонстрировать не только негативные эмоции, но и безразличие. К последнему относятся игнорирование посетителя, фразы типа «вас много, а я одна», «вся информация на витрине» и так далее.

Приветствие

Общение начинается с приветствия: «Здравствуйте» или «Добрый день/вечер». Если вы находитесь далеко от входа, достаточно улыбки и кивка головой.

При приветствии не нужно идти навстречу покупателю — останьтесь на месте, сделайте шаг назад или продолжайте заниматься своими делами. Посетителей отталкивает навязчивое приветствие и следование за ними. По этой же причине не следует сразу предлагать помощь.

Дайте посетителю несколько минут осмотреться, а пока ненавязчиво изучите его интересы и реакции.

-2

Вопросы ставят покупателя, только переступившего порог, в позицию «снизу». С большой долей вероятности посетитель откажется от контакта: в лучшем случае уйдёт в себя, в худшем — из магазина. Откликнуться на подобные вопросы может только «горячий» потребитель, который уже принял решение о покупке.

Рассказывает Максим Трусов, компания REDMOND:

«Начните с визуального контакта с вошедшим в магазин покупателем: улыбнитесь ему, поймайте взгляд, поздоровайтесь. Этот приём преследует две цели: покупатель чувствует заботу о себе и понимает, к кому может обратиться, а продавец понимает, что его уже заметили.

Любимая многими продавцами фраза «Могу ли я вам чем-нибудь помочь» обычно воспринимается негативно: как штамп и желание навязать свои услуги. Лучше первое время оставить покупателя наедине с собой, дать осмотреться, привыкнуть, заинтересоваться товаром. После этого разговор пойдёт проще. Здесь важно строить диалог на открытых вопросах и дать покупателю возможность максимально точно описать желаемый товар».

Привлечение внимания

Цель первичного контакта с клиентом — привлечь его внимание и завести беседу. Через 2–3 минуты после приветствия можно подойти к клиенту, при этом нужно соблюдать социальную дистанцию — 1–1,5 метра.

Активный посетитель сам инициирует контакт, охотно рассказывает о потребностях, пассивный — не реагирует на приближение продавца. Во втором случае требуется привлечь его внимание и завлечь в диалог.

Примеры фраз для вступления в контакт с пассивным покупателем:

«Что бы вы хотели приобрести?»
«Вы что-то определённое ищете? Или интересен ассортимент в целом?»
«Я вижу, что вы интересуетесь духами. Для повседневного использования выбираете или для вечернего образа?»
«Я вижу, что вас заинтересовали смартфоны Xiaomi. У нас сегодня проходит акция вот на эти модели. Какая из них вам приглянулась?»
«В подарок хотите приобрести или для себя?»
«Как вы узнали о нашем магазине?» — развёрнутый ответ даст возможность зацепиться и потянуть нить разговора дальше.
«Вам больше нравится синий или красный цвет?»
«Вас больше эта или эта модель заинтересовала? О какой лучше сначала рассказать?»

Чтобы разговорить собеседника, вносите в скрипт только открытые вопросы, ответ на которые исключает односложные «да» или «нет».

Скрипт должен содержать фразы на случай возражений от клиента: например, если он не отвечает на вопросы или говорит «Я сам посмотрю», «Мне не нужна помощь». В этом случае не стоит навязываться, достаточно сказать:

«Хорошо, меня зовут… Если возникнут вопросы, обращайтесь — я помогу».
«Я вас понял. Меня зовут… Если вас что-то заинтересует, можете обратиться ко мне».
Если покупатель рассматривает определённый товар: «Хорошо, понятно. Тогда посоветую обратить внимание вот на эти модели — они сегодня по акции (или наиболее популярны, функциональны и т. д.). Меня зовут… Если понадобится помощь, обращайтесь — с удовольствием отвечу на вопросы».

После этого нужно отойти от посетителя и держаться на расстоянии 2–3 метров.

Конечно, своё имя консультанту называть необязательно (обычно оно есть на бейдже), но это повышает лояльность посетителя: проще обращаться к конкретному, а не безликому человеку. И отказать уже знакомому продавцу труднее, чем безымянному.

Во время первого контакта с посетителем важно произвести на него положительное впечатление. Оно формируется в первые 30–40 секунд общения, после этого изменить сложившееся мнение крайне сложно.

Рассказывает Оксана Рапацевич, эксперт компании Audit Service:

«Большинство покупателей приходят без горячего намерения сделать покупку, поэтому задача продавца — проявить инициативу в разговоре. Предположим, что наш покупатель задержался около товара. Мы можем задать наводящие вопросы или предложить действия: примерить выбранную вещь, проверить наличие размеров, подобрать аксессуары и т. д.

Также для установления контакта можно добавить ценность: «это наша новинка, мы с нетерпением её ждали» или «это лимитированная коллекция — представлена не во всех магазинах».

В каждом магазине можно встретить клиентов в наушниках или другими способами демонстрирующих, чтобы продавцы не обращались к ним. Если покупателей много, займитесь другими, если их нет — можно дождаться такого посетителя на пути к выходу. Многие из них к этому моменту снимают наушники или заканчивают разговор по телефону. Логично спросить «Вы нашли, что искали?» и далее продолжить диалог в зависимости от ответов покупателя».

Выявление потребности клиента

Цель этапа — определить конкретную потребность посетителя и мотив, побуждающий его на покупку: стремление к экономии, практичности, престижу, желание быть привлекательным, особенным и т. д. Правильно построенный диалог поможет подобрать максимально подходящее для клиента решение.

Выявляют потребность через активное слушание.

Частая ошибка этого этапа — монолог продавца, основанный на собственных представлениях о выгодах, игнорирование интересов посетителя.

Необходимо дать клиенту высказаться, задавать наводящие вопросы, наталкивать на ответы. Активное слушание сопровождается и невербальным общением: киванием, зрительным контактом, открытой позой, эмоциональностью.

Скрипт диалога включает различные варианты уточняющих вопросов посетителю. Вопросы выступают своеобразной удочкой — с её помощью удаётся выловить слова-маркеры, помогающие понять, что движет клиентом при покупке. Например: «недорогой», «цена», «функции», «качество», «скидки», «крутой бренд», «самый лучший» «удобство», «модный», «натуральный», «компактный», «экологичный», «самое трендовое» и т. д.

Активный посетитель сам обозначит свои потребности и ожидания.

Пример 1

Клиент: «У вас есть недорогой стиральный порошок?»

Ключевой мотив покупки — экономия.

Продавец: «Да, конечно. Давайте я вам покажу наиболее удачные варианты по соотношению цены и качества. Какой объём вам подойдёт? Выгоднее брать упаковку большего размера». Уточняющие вопросы также могут быть направлены на выяснение требований к запаху, виду стирки: ручная, машинная, для цветных, белых вещей и т. д.

Пример 2

Клиент: «У вас есть робот-пылесос с функцией влажной уборки?»

Ключевой мотив покупки — практичность.

Продавец: «Да, конечно. У нас большой ассортимент таких моделей. А какие функции для вас ещё важны? Есть модели с возможностью настроить расписание уборки, построить карту помещения, с режимом видеонаблюдения».

Пример 3

Клиент: «У вас есть духи из новой коллекции Dior?»

Ключевой мотив покупки — престиж, принадлежность к определённой группе.

Продавец: «Могу предложить вам следующие варианты… А почему вы выбираете именно этот бренд?» Уточняющие вопросы также могут быть о предпочтениях к пирамиде аромата, его устойчивости, шлейфе и т. д.

Если посетитель пассивный, после приветствия и привлечения его внимания покупателю потребуется самому выяснять мотивы покупки.

Примеры фраз для установления контакта с покупателем и выявления потребностей:

«А чем вас заинтересовала именно эта модель?» — если покупатель изучает конкретный товар. Можно помочь с ответом, перечислив критерии: цена, функции, внешний вид, состав и т. д.
«Какие у вас ключевые критерии выбора?»
«Вы уже определились с конкретным видом (моделью) товара? Вот тот слева (справа) покупатели очень хвалят. Давайте расскажу о нём подробнее».
«Товар вам нужен для дома или офиса?»
«Компьютер приобретаете с какой целью: для игр, работы с офисными программами или графическим ПО?»
«Вот этот товар, который вы смотрите, рекомендует … (имя знаменитости). Видели рекламу (обзор)?»
«Какие функции товара для вас важны?»
«Сравниваете модели или уже присмотрели конкретную?» После ответа: «В этом модельном ряду много вариантов для сравнения. Давайте сравним».
«Какой у вас размер (одежды, обуви)?» После ответа: «Я покажу подходящий ассортимент».
«Знаете, какая необычная функция (преимущество, выгода) есть у этого товара?»

Консультация должна заинтересовать посетителя — в этом случае он подхватит разговор. Задачи продавца — из всего ассортимента выделить наиболее релевантные для клиента предложения, а также дать ему интересующую информацию о товарах, исчерпывающие ответы на вопросы.

Предложение решения и закрытие сделки

На этом этапе нужно предоставить клиенту ценностное предложение, которое убедит его совершить покупку именно у вас. Продавец описывает характеристики, сильные стороны товара, выгоды от покупки, конкурентные преимущества. Необходимо показать альтернативные варианты, чтобы продемонстрировать, что в магазине есть достаточный выбор. Продавец должен помочь в их сравнении и выборе максимально релевантного для потребителя.

На этом этапе могут использоваться техники продаж upsell, cross-sell, downsell:

  • Upsell

Предложение посетителю более дорогого товара, чем он первоначально рассматривал. Желательно, чтобы разница в цене не превышала 25%. При этом предлагаемый вариант должен не хуже закрывать потребность клиента.

Например, посетитель присмотрел недорогой ноутбук умеренной производительности с оперативной памятью 8 Гб. Можно предложить ему доплатить и приобрести более производительный вариант с ОЗУ 16 Гб, который позволит решать больше задач: потянет продвинутые игры, графическое ПО.

  • Cross-sell

Предложение товаров, дополняющих основную покупку. Например, при покупке белой обуви можно докупить специализированное чистящее средство, при приобретении смартфона — чехол.

  • Downsell

Предложение более дешёвого товара, если у клиента нет возможности купить желаемый. Эта техника продаж не повысит средний чек, зато позволит заработать хоть что-то и не отпустить клиента без покупки. Например, понравившуюся модель обуви из натуральной кожи можно заменить на подобную из искусственной.

Чтобы «дожать» клиента, предложите сопутствующие выгоды: бесплатную доставку, сборку, техподдержку, долгий гарантийный срок и т. д. Устранить последние сомнения поможет индивидуальная скидка или дисконтная карта.

Превращайте новых клиентов в постоянных с помощью программы лояльности ЭвоБонус:
Регистрируйте покупателей, начисляйте бонусы за покупки, рассылайте важную информацию о скидках и акциях, просматривайте аналитику по клиентам в личном кабинете.

На финальном этапе клиенту часто задают прямой продающий вопрос: «Будете покупать?», «Берёте?». Он может вновь вернуть сомнения покупателю. Лучше использовать чуть более агрессивный метод — призыв. Как правило, он срабатывает, если клиент верит в экспертность продавца.

-3

После оплаты поблагодарите посетителя за покупку: «Спасибо, что выбрали нас. Будем рады видеть вас снова». Не пренебрегайте вниманием: благодарные клиенты не только становятся постоянными, но и приводят новых.

Психологические приёмы при первом контакте с клиентом

Эффективными инструментами в установлении контакта с посетителем также являются психологические приёмы:

  • Искренняя улыбка. Задаёт позитивный настрой, который передаётся клиенту.
  • Зрительный контакт. Если взгляд покупателя при разговоре часто встречается с вашим, это говорит о том, что ему интересен диалог и вы как собеседник. Ваши глаза не должны бегать: это выдаёт неуверенность в словах или указывает на ложь.
  • Партнёрство. Покажите единение с покупателем в выборе товара. Для этого используется «мы-высказывание»: «В нашем случае имеет смысл рассмотреть эти модели», «Мы с вами сейчас посмотрим характеристики этого товара, а потом сравним его с подобной моделью». Не лебезите перед собеседником, общайтесь на равных, иначе доказать экспертность не удастся.
  • Копирование. Заключается в повторении позы, жестов собеседника, скорости его речи, интонации. Покупатель потрогал подбородок — повторите, отстранился — и вы сделайте шаг назад, покачал головой — и вы покачайте. Подсознательно покупатель почувствует, что он на одной волне с вами, что его понимают.
  • Похвала. Все любят комплименты, но только если они не являются грубой лестью: «Вы правильно подметили, этот критерий выбора в нашем случае — главный», «У вас хороший вкус, эти брюки и жакет отлично сочетаются».
  • Личный опыт. Если это уместно, полезно поделиться с покупателем личным опытом в использовании, настройке, сборке товара, какими-то лайфхаками, рекомендациями. Это повысит экспертность продавца. Узнать личную информацию о покупателе необходимо при выборе определённых групп товаров: например, детских.
  • Упоминание знаменитости, влиятельного человека. Например: «Высокое качество ручек Berlingo отметил Павел Воля. Видели рекламу?»

В завершение сделки можно использовать правило трёх «да»: задать пару вопросов, на которые клиент точно даст положительный ответ, а затем задать прямой продающий вопрос. Психологически покупатель будет настроен на утвердительный ответ.

Типичные ошибки при диалоге с клиентом

Распространённые ошибки продавцов, которые мешают установить контакт с покупателем:

  • Угрюмость, недоброжелательность, неопрятный внешний вид продавца.
  • Пассивность — игнорирование клиента, нежелание его разговорить, оказать помощь в выборе, поверхностные ответы.
  • Неуверенность, зажатость, сбивчивая, невнятная, тихая речь консультанта.
  • Неверно составленный скрипт — например, содержащий большое число закрытых вопросов, которые не дают развиться диалогу.
  • Отсутствие экспертности — продавец не обладает достаточной информированностью о товарах, не может представить их в выгодном свете, увлечь клиента.
  • Монолог, отсутствие активного слушания, перебивание собеседника — продавец не учитывает потребности клиента, основывается на своих умозаключениях.
  • Сухая монотонная речь — встречается при заучивании скриптов, их бездумном использовании.

Оттолкнуть покупателя могут и личные качества сотрудников: высокомерие, грубость, раздражительность, навязчивость.

Рассказывает Юлия Вешнякова, генеральный директор «АРТ-ритейл»:

«Как укрепить психологическую уверенность продавцов? На утренних планёрках просите рассказать о фильмах, которые понравились. Смотрите, как долго и насколько эмоционально сотрудник может рассказывать. Учите переносить эмоциональное состояние на разговор с покупателем.

Что ещё поможет? Учить продавцов в парах: после репетиций им будет легче устанавливать контакт с покупателями. Вводить стандарты сервиса, в идеале разрабатывая их вместе с сотрудниками. Собрав работников, спрашиваете у них: «А как вы здороваетесь с покупателем? Как лучше всего подходить к покупателю?». Тогда стандарты будут из плоти и крови, живыми, применимыми и применяемыми. Заодно и сопротивление при внедрении стандартов снимите».

Подытожим

  • Цель первого контакта с посетителем — познакомиться и втянуть его в разговор.
  • Для облегчения работы консультантов есть скрипты продаж — заранее продуманные речевые блоки, фразы, ответы на распространённые вопросы, возражения, характерные для конкретного бизнеса.
  • Скрипты помогают продавцам чувствовать себя увереннее, снижают риск ошибок, растерянности. Но при живом взаимодействии часто требуется импровизация, поскольку скрипты представляют собой лишь приблизительную схему общения.
  • Помимо скрипта, для установления контакта с клиентом применяются психологические приёмы: улыбка, зрительный контакт, похвала, повторение жестов и позы собеседника, выявление маркерных слов и т. д.
  • Препятствуют установлению контакта с клиентом пассивность, недоброжелательность продавца, отсутствие экспертности, неумение слушать, неприятие чужого мнения, грубость.
  • Исправить недочёты поможет обучение сотрудников и повышение их вовлечённости в продажи путём введения эффективной системы мотивации.
-4

Подписывайтесь на канал «Жиза», чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса. Мы пишем только о важном для предпринимателей.