Найти в Дзене
Книга растений

Почему, куда и зачем растения двигаются. Часть 1

Часто говорят: «растения живые», «растения ощущают». Мы привычно отмахиваемся, аргументируя: живым для ощущений нужен мозг или хотя бы нервные узлы, а это что такое? Гора крахмала и древесного сока под панцирем целлюлозы. Обычно против столь нелестного описания растений приводят пример: мимоза стыдливая.

Привет, мимоза! Стой, ты куда...
Привет, мимоза! Стой, ты куда...

Сегодня #КнигаРастений погрузится в мир чувств растений, но не вымышленных, а научно доказанных многими пытливыми дядями и тётями. Замечены они были ещё в начале XIX века, а Чарльз Дарвин, уже после своего знаменитого труда о естественном отборе, написал огромную книгу о движениях растений в результате реакции на свет и некоторые другие раздражители. Великий учёный высказал предположение, что это «включение» реакции происходит с помощью неких синтезируемых в ответ на раздражитель химических веществ. А в XX веке растительные гормоны уже начали конкретно выделять и изучать.

Контролировать процессы внутри себя с помощью гормонов, специальных химических соединений, даже небольшая концентрация которых может сильно повлиять на работу организма, могут в общем-то не только растения. У животных это одна из важных систем регуляции работы внутренних органов, которая зачастую работает в сплочённом тандеме с нервной системой, а иногда и вполне самостоятельно. Просто со стороны это может быть не так очевидно, какой котёл бурлит внутри нас, да и за наиболее быстрые реакции отвечают всё-таки нервные клетки. Растения же предпочитают не нервничать и вести относительно спокойную жизнь. Но вот механизмы саморегуляции и взаимодействия с окружающей средой им всё равно нужны, так что без гормонов никуда.

Веретёновидные зелёные - мелкие эвглены зелёные
Веретёновидные зелёные - мелкие эвглены зелёные

Сразу отметим: конечно, многие одноклеточные водоросли, включая непосредственных родственников наземных растений, всё же достаточно активны, чтобы иметь возможность двигаться куда-то целиком, а не тихонько поводить отдельными своими частями. Увы, вековая сосна не сможет убежать от лесоруба. А вот эвглена зелёная или хламидомонада, работающая тоненьким жгутиком, вполне справится. Правда, уровень проблем у этой мелочи совсем другой. Но мы отвлеклись.

Я обязательно дорасту!
Я обязательно дорасту!

Обычно движения у растений происходят отдельными органами (листочки-цветочки) и в ответ на внешние раздражители. Как и у людей, у растений есть чувствительность - способность организма воспринимать раздражения, исходящие из окружающей среды или из собственных тканей и органов. А если ты что-то почувствовал, можно уже начинать двигаться. Движения могут быть трёх типов: настии, таксисы и тропизмы. А теперь по-русски.

Таксис: светит солнышко, организм гребёт всеми предназначенными для этого органами, чтобы занять наиболее выгодную позицию, пока она ещё свободная. Среди многоклеточных так умеют только животные, ну а мелочь всякая запросто переплывает с места на место. Та самая вековая сосна всё ещё не может ползти на свет. И не только на свет, но и на другие раздражители - таксисы бывают разными.

Тропизм: светит солнышко, растение ему улыбается и растёт на свет. Злосчастная вековая сосна уже может так делать - банально расти к свету. При этом корни будут недовольно ворчать и расти в противоположном направлении. А если какому-нибудь плющу солнце светит слишком ярко, он будет искать себе тенёчек. «Привлекать» может не только свет, но и гравитация, вода, химические факторы и ещё много чего. Здесь важно, что есть определённое направление, в котором действует раздражитель и в котором происходит реакция. Кроме того, тропизм - это всегда движение роста.

Это мы открываем гормоны растений второй раз, чтобы вам об этом написать.
Это мы открываем гормоны растений второй раз, чтобы вам об этом написать.

Настия: солнышко садится, фоторецепторы растения считывают, что пришло время поспать, цветы закрываются на ночь (или открываются, если вы «царица ночи»). Некоторые бобовые даже ворочаются во сне - поводят листьями (всё ещё не очень понятно зачем). А когда солнце с утра снова поднимается в небо, фоторецепторы это замечают и командуют раскрываться закрытым цветам, разворачивать листья к солнечным лучам, если в этом есть необходимость. Настии могут быть самыми разными: кто-то потрогал, воды стало больше, похолодало… Главное, что направление стимула уже не важно, как и направление реакции. Разнообразие настий весьма велико, но тут мы упираемся в камень преткновения. Мимоза стыдливая.

Мы потрогали, а она тут же скатала листики в трубочки и не гу-гу из «укрытия». Давайте разбираться. Она не двигается всем телом от руки или к ней, значит, это не таксис. Она не растёт к нам или от нас, стоит её потрогать, значит, не тропизм. Методом исключения получаем ответ - это настия.

ну ещё пять минуточек!
ну ещё пять минуточек!

Мило складывающиеся листочки - результат изменения тургора (давления воды изнутри) у специальных клеток в основаниях листовых пластинок (листовые подушечки), отчего листочки складываются вместе, сжимаются. Этот эффект распространяется от места касания, и если потрогать стебель, то листики свернутся не с конца, а со стороны стебелька.

На сегодня, думаем, достаточно пищи для размышлений. Через три дня выйдет вторая часть, главное - не забудьте. Кстати, о памяти. Как думаете, мимоза будет помнить через неделю, что мы её сегодня старательно щупали?

Наука
7 млн интересуются