Найти тему
Журнал «Баку»

Женские истории: выставка «Подавленные воспоминания» в Gazelli Art House

В галерее Gazelli Art House в Баку заканчивается выставка «Подавленные воспоминания», открытая в рамках месяца женских историй:семь художниц рассказали о своем уникальном социальном опыте.

Азербайджанское современное искусство последние два года все чаще демонстрирует зрителю свое «женское лицо». Вслед за проектом «Семь красавиц» последовала биеннале современного искусства, экспозиция которой включала в себя работы семи художниц. А уже в марте в галерее Gazelli Art House открылась групповая выставка Sıxılmış yaddaş («Подавленные воспоминания»), в рамках которой авторы размышляют над актуальными гендерными и социальными вопросами.

Айдан Салахова. Выход
Айдан Салахова. Выход

Открывает выставку работа Айдан Салаховой Untitled. Сама Айдан не любит, когда критики рассматривают ее искусство в контексте феминизма. В ее геометрически выверенных и часто зеркальных композициях женское тело практически полностью прикрыто: таким образом художница рассуждает о закрытости женской сущности – ее стремлении к самопознанию. Салахова продолжает давнюю тему, которая была начата еще в серии «Я люблю себя». Про диалог женщины со своим внутренним «я», про двуличность и подвижность женской природы. Про женское начало, которое лежит в основе всего: жизни, религии, философии.

Нармина Халилова. Что скрывает ложь
Нармина Халилова. Что скрывает ложь

Изящные графические листы Нармины Халиловой исследуют метаморфозы природных форм жизни: изменчивость линий, деление клеток, обманчивую простоту орнамента. Медитативное повторение растительных мотивов носит у художницы почти терапевтический характер.

Смысловым центром экспозиции стала инсталляция Ситары Ибрагимбейли Suits all (2023) – сравнительный ряд мужских костюмчиков, расположенных по мере возрастания и потенциального возмужания героя. Деловой костюм, долгие годы ассоциировавшийся с эстетикой закрытых мужских сообществ, теперь, как сообщает нам художница, Suits all («Подходит всем»). Однако это не утверждение, а скорее вопрошание. Ситара – психолог по первому образованию: умение задавать правильные вопросы и тонко интерпретировать ответы – ее художественный прием. Работы Ибрагимбейли вполне могут претендовать на то, чтобы называться социологическими исследованиями. Ее сюжеты часто связаны с перечислением или даже коллекционированием, когда человек или предмет раскрывается лишь на фоне общего смыслового ряда.

Рамина Саадатхан. Чиннамаста (фрагмент)
Рамина Саадатхан. Чиннамаста (фрагмент)

Развивает тему яркий коллажный проект Рамины Саадатхан Chhinnamasta (Чиннамаста – самообезглавленная богиня), иконография которого пришла из индуистской традиции, символизирует противоречивость женского начала. С ней связаны смерть и саморазрушение, но одновременно жизнь и материнская жертвенность. Рамина со свойственной ей экспрессией интерпретирует этот яркий и дикий образ. В живописи Саадатхан смешиваются сюрреалистические сюжеты и геометрические мотивы, увлечение фовизмом, техника граффити и удивительно праздничный, свежий взгляд на мироздание. Тем удивительнее обнаружить в творчестве художницы склонность к спокойной рефлексии и увлечение антропологией: именно в таком качестве предстает Рамина в фотопроекте Сoncealment («Маскировка»).

Айна Моаззен. Письмо себе
Айна Моаззен. Письмо себе

Инсталляция Айны Моаззен A letter to myself (2023) представляет собой круговые композиции: закрученные тексты писем нанесены на зеркальные поверхности. Это одновременно и диджейский пульт, за которым можно миксовать любые воспоминания, и символ повторяющихся впечатлений. Тот факт, что это письма реальных людей, живущих по разные стороны реки Араз, придает сюжету драматический оттенок. При попытке прочитать тексты зритель видит в них свое отражение – простой художественный прием в данном контексте оказывается действенным и эффективным.

Тонкая живописная работа Афет Багировой «Мать» отсылает к азербайджанской книжной миниатюре и тем визуальным запретам, при помощи которых традиционная культура веками цензурировала женские образы.

Фахрия Мамедова. Трансформация
Фахрия Мамедова. Трансформация

О визуальной цензуре другого рода рассуждает фотохудожница Фахрия Мамедова («Трансформация»). Современная поп-культура меряет женщину определенными шаблонами и вооружает ее атрибутами, отказ от которых чреват выходом за рамки дозволенного. Современное общество, пусть и выучило феминистский глоссарий, по-прежнему остается в плену старых стереотипов.

Читайте еще:

Думать про вечность: интервью с художником и скульптором Айдан Салаховой

Вещественные доказательства: художница Ситара Ибрагимбейли – о серии «Замороженный конфликт»

Красное платье фотографа Фахрии Мамедовой

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Gazelli Art House

https://baku-media.ru