Найти тему

Государство в доле. Выгодно ли инвестировать в компании с госучастием?

Оглавление

Представители классического экономического подхода Нового времени в своих трудах постоянно твердили, что государство и рынок – понятия несовместимые. Каково бы было их удивление, если б они оказались в наше время инвесторами на российском фондовом рынке. И ладно, если мы говорим о различного рода субсидиях, налоговых послаблениях и антимонопольном вмешательстве. В российских реалиях государство, например, практикует выкуп акций за счёт Фонда национального благосостояния или управляет крупнейшими публичными компаниями через федеральные агентства или госкорпорации. О втором механизме государственного контроля рынка мы сегодня с вами и поговорим подробнее.

Национал-приватизация

На компании, контролируемые государством, приходится 80% рыночной капитализации китайского фондового рынка, более 60% российского и 35% бразильского. Государственные компании мирового класса можно найти практически в каждой отрасли. China Mobile обслуживает 600 миллионов клиентов, SABIC из Саудовской Аравии – одна из самых прибыльных химических компаний в мире, Emirates Airlines уверенно растёт год от года. 13 крупнейших нефтяных компаний в мире контролируются государством.

Три десятилетия назад экономика новоиспечённой России уже проходила через огонь, воду и всеобщую приватизацию, но, как известно, любой процесс приобретает особенную изюминку в российских реалиях. Вроде и рынок ввели, и ваучеры раздали, но только рыночная власть оказалась у тех, кто был приближен к власти политической. Вот и вышли результаты приватизации поистине впечатляющими. Только со знаком минус.

-2

Приватизировано было более 130 тысяч предприятий – нигде в мире вы не найдёте столь же размашистых масштабов. Однако при всём количестве предприятий доходы бюджета от новомодной капиталистической затеи не входят даже в двадцатку среди стран-приватизаторов. Бразилия, Великобритания, Италия за 90-е годы получили свыше $60 млрд, Франция, Австралия, Япония – свыше 50, ну а Россия – менее 10 (или около $70 тыс. за каждое предприятие). При этом под контролем государства остались пусть и не все, но многие, причём крупные и весьма прибыльные, корпорации. Занавес. Следующая сцена.

Деловая/долевая математика

Росимущество или иные государственные агентства или национальные корпорации имеют весьма значительную непосредственную долю в составе акционерного капитала порядка двадцати ПАО на российском фондовом рынке. Тут стоит сразу акцентировать внимание на слове «непосредственную», потому что у некоторых компаний в структуре акционеров присутствуют иные публичные компании, бенефициарами которых также выступает госсектор. Объясним на простом примере.

РФ принадлежат 52% акций «Ростелекома», при этом остальные 48% распределены между ООО «Мобител» и иными инвесторами на фондовом рынке, которые с государством прямой связи не имеют. Вот и считаем, что как есть 52% доли государства в «Ростелекоме», так 52% контроля и конечной выгоды за ним и остаётся.

А вот, например, в «РусГидро» РФ напрямую имеет долю в 62,2%. При этом ещё 12,4% акций принадлежат «ВТБ», который, как известно, без участия государства шаг в сторону обычно не делает. Доля владения акций «ВТБ» госструктурами составляет порядка 61%. Вот и выходит, что совокупная доля РФ (или как её ещё называют, эффективная) в структуре «РусГидро» уже не 62,2%, а 62,2% + 12,4%*61% = 69,8%, что уже больше двух третей структуры.

Мы подсчитали параметры, учитывая ещё и долю региональных администраций, и в итоге у нас вышло следующее:

-3

Государство прямо или косвенно является акционером 40% компаний из индекса Мосбиржи. Более, чем у двадцати компаний РФР доля госучастия суммарно превышает половину уставного капитала. Что вообще это может значить для рынка в целом и для компаний в частности? Обратимся к анализу преимуществ и недостатков.

Преимущества госучастия:

· Стабильно устойчивое операционное и финансовое положение в период экономических потрясений за счёт государственного субсидирования и иных форм материальной поддержки. Здесь из самых ярких примеров на ум приходят выплаты «Аэрофлоту» в ковидный период. Также госкомпании имеют возможность привлекать кредиты по более низкой ставке, так как могут предлагать кредиторам дополнительные гарантии, поэтому риск банкротства стремится к нулю.

· Госзаказ и участие в национальных проектах: государство как самый «богатый» покупатель способно приобрести товар или услугу практически за любые деньги (даже если проводится тендер, в последнее время обычно в него много заявок не попадает). Однако и отчитаться перед самым требовательным заказчиком в лице государства нужно будет за каждую копейку.

· Стабильность дивидендных выплат: подавляющее большинство акций стоимости крупнейших российских корпораций («голубых фишек») имеет в своей акционерной структуре весомую государственную долю и щедро делится частью прибыли как с ним, так и с розничными инвесторами. Дело в том, что 2 года назад Правительство издало распоряжение, согласно которому все государственные компании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% от скорректированной чистой прибыли.

· Близость к монопольному положению: гарантия спроса при любых обстоятельствах.

· Социальная ответственность: инвестирование в компании с госучастием может быть воспринято как вклад в развитие страны и поддержку национальной экономики, особенно в свете популяризации так называемых «патриотических инвестиций».

· Пониженный риск корпоративных конфликтов и большая «благосклонность» суда в случае арбитражного разбирательства.

Недостатки госучастия:

Санкции или риск их введения из-за тесной связи с государством и наполнением госбюджета не только за счёт налоговых отчислений, но и дивидендных.

Неэффективность управления и расходования средств: когда у тебя есть столь мощный покровитель в государственном лице, стимул искать максимально выгодные, рентабельные направления развития операционной деятельности теряется. Плюс ко всему, если в топ-менеджмент компании попадают лица не благодаря своему профессионализму, а в силу лояльности власти или долгого сотрудничества с властными структурами, то это вызывает немалые вопросы.

Итак, видим, что на первый взгляд, преимущества, по крайней мере количественно, перевешивают недостатки. Но так ли это на практике?

Проверим это с помощью двух индексов, о существовании которых широкий круг инвесторов мало как осведомлён: SCI и RCI.

SCI – это индекс компаний Мосбиржи с государственным участием. На данный момент в него входят 15 ПАО: «Аэрофлот», «АЛРОСА», «ФСК ЕЭС – Россети», «Газпром», «РусГидро», «Интер РАО», «НМТП», «Роснефть», «Ростелеком», «Сбер», «Газпром нефть»,  «Татнефть», «Транснефть», «ОАК» и «ВТБ».

RCI – индекс естественных (вынужденных) в коммунальной и транспортной сфере монополий. В него входят 16 компаний, в основном, дочки «Россетей» и телекоммуникационные компании.

-4

Можем увидеть, что за 11 лет индекс компаний с госучастием показал себя почти в три раза доходнее, чем российский рынок в целом. Причём стоит обратить внимание, что такая картина, да ещё достаточно контрастно, стала вырисовываться после 2015 года, когда в российский адрес пошли первые заграничные санкции. Выходит, что в начавшееся столь непростое для экономики России время компании с государственной подушкой, действительно, чувствуют себя гораздо лучше. Учитывая, что в индекс Мосбиржи и так входит много компаний с госдолей, получается так, что компании без государственного участия с 2015 года тянут главный отечественный биржевой индекс вниз и им приходится очень несладко.

Акции публичных естественных монополий на протяжении всего периода оказались самыми стабильными, при этом до 2016 года они демонстрировали отрицательную динамику в сравнении с 2011 г. Понятно, что коммунальная сфера и прочие экономические направления, обеспечивающие первичные потребности граждан и национальной экономики в целом в никуда деться не могут, но и сногсшибательных взлётов в них также ожидать не следует – история, скорее, чисто дивидендная.

Подытоживая наш краткий и ёмкий анализ, можем сказать, что акции голубых фишек на российском рынке – в некотором роде некий акционный аналог ОФЗ, только с непредсказуемой доходностью, а акции компаний второго и третьего эшелона, но с государственным участием, пусть и подвержены серьёзным спекулятивным операциям, в долгосрочном периоде способны выдавать потрясающую доходность.

И всё это с оглядкой на непростые геополитические и экономические обстоятельства в несколько раз повышает привлекательность таких бумаг для инвестора из-за хоть какой-то уверенности в завтрашнем дне.

Хотите больше интересных разборов и мнений? Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Русские инвестиции» https://t.me/Russia_investment