Найти в Дзене

Копирайт и общественное достояние. Уильям Блейк, музеи и нейросети

Оглавление
Public Domain и медведь в кустах
Public Domain и медведь в кустах

Авторские права автора – больная тема. Не менее болезненная тема – использование чужих текстов, шрифтов, иллюстраций, музыки – внутри своего произведения, обложки, буктрейлера, если они защищены авторским правом или требуют обязательного указания источника.

Общественное достояние

Общественное достояние (Public Domain) – произведения, на которые авторские права истекли или никогда не существовали, а значит, их можно использовать всем и везде без ограничений – в некоммерческих и коммерческих целях.

На деле все не так просто, порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах разный, чаще – после 70 лет со смерти автора или после 70 лет с момента публикации произведения.

Чтобы сделать произведение доступным для публичного использования (не дожидаясь собственной смерти), придумали лицензию Creative Commons – которая указывает, что произведение можно использовать всем желающим.

Через Creative Commons правообладатель получает право выбирать степени защиты собственных прав:

  • BY – Attribution, указание авторства;
  • SA – Share Alike, копилефт, то есть с применением разрешения на использование производного произведения;
  • NC – Non-Commercial, некоммерческое использование;
  • ND – No Derivative Works, без производных.

У каждого свои минусы и плюсы, зависит от задач.

Общественное достояние вписывается в концепцию Creative Commons как подвид: CC0 – No Rights Reserved.

Забавно, но на сам концепт общественного достояния я обратила внимание, когда заметила, как много просмотренных мною фильмов содержали пасхалки с картинами и стихами Уильяма Блейка. Это конечно же избирательность внимания и алхимическая мистика, но еще и доступность произведений Блейка для общественного использования – потому что большинство из них находятся в том самом Public Domain. Очень любят Блейка на его родине, в Великобритании (а фильмы с пасхалками были британские).

Richard Armitage x William Blake: Urizen, The Ancient of Days; The Great Red Dragon and the Woman Clothed with the Sun (Spooks)
Richard Armitage x William Blake: Urizen, The Ancient of Days; The Great Red Dragon and the Woman Clothed with the Sun (Spooks)

Чтобы быть уверенным и не попасть под нарушение, приходится проводить исследование.

Творчество Блейка в Public Domain, но где-то кто-то уже подсуетился и зарегистрировал авторские права на некоторые стихи и иллюстрации будучи издателем чего-то о Блейке, а цифровые изображения картин тоже имеют своего владельца (ибо изображение не оригинал, но отдельный объект отдельного правообладателя, на который действуют такие же правила авторства), например, музей, сделавший репродукцию и выложивший ее себе на сайт, или фотограф, сделавший точную цифровую копию в хорошем разрешении.

Изображения картин из общественного достояния

Иными словами, у нас есть продукт творчества, который находится в Public Domain, и есть его изображение.

Есть правило, звучащее как:

Точная цифровая копия картины из Public Domain является Public Domain.

На этом основывается проект Wikimedia Commons, имеющий огромную базу изображений Public Domain, в том числе и точных репродукций музейных картин (предоставленных музеями). По концепции Wikimedia Commons изображения можно брать, использовать как в образовательных, так и в коммерческих целях… Чудо? В 99% случаев это так — но не совсем.

У музеев неоднозначная политика, с ними все сложно. Несмотря на правило о цифровых репродукциях, музей, хранящий картину, может требовать согласования использования репродукции — как взятой с сайта, так и откуда угодно еще.

Опыт показал, что Музей Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме, к которому я обращалась для разрешения использования Вавилонской башни Питера Брейгеля, очень несовременный, все официально и туго, они слушать ничего не хотят, в соцсетях не отвечают, по почте отвечают очень долго. Несмотря на то что цифровая копия есть даже в Wikimedia Commons, надо с ними согласовывать все по строгой форме. Подробнее есть история «Замок Альбедо: Вавилонская башня, Брейгель, музей в Роттердаме, дисклеймеры и противозаконные шутки в книге».

Метрополитен Музей в Нью-Йорке, наоборот, прогрессивный и легкий на подъем, у них не только можно свободно скачать репродукцию, но и они только рады участвовать в проектах типа Wikimedia Commons и распространять произведения искусства. У них был взят оттиск Вавилонской башни по Брейгелю от Антона Йозефа фон Преннера для романа «Замок Альбедо».

Антон Йозеф фон Преннер, Вавилонская башня на обложке романа Стеллы Фракта «Замок Альбедо»
Антон Йозеф фон Преннер, Вавилонская башня на обложке романа Стеллы Фракта «Замок Альбедо»

Аналогичный подход у Национального музея Швеции, цифровые копии произведений из общественного достояния они позволяют использовать как угодно, естественно, лучше с указанием автора и заголовка и фотографа, автора изображения. Кошка и зяблик шведского худоэника-анималиста Бруно Лильефорса была использована в качестве обложки для романа «Кошки не пьют вино».

Бруно Лильефорс, Кошка и зяблик на обложке романа Стеллы Фракта «Кошки не пьют вино»
Бруно Лильефорс, Кошка и зяблик на обложке романа Стеллы Фракта «Кошки не пьют вино»

Другие музеи могут выдавать изображения высокого качества по запросу (например, Художественный музей в Вене) или авторизованным пользователям (Рейксмюсеум в Амстердаме).

Иными словами, если хотите себе картину на обложку, то найдите, в каком она музее, проверьте политику музея, не пытайтесь спорить с глухим туалетом и доказывать про Public Domain, не повторяйте моих ошибок.

На крупнейшем ресурсе The William Blake Archive собраны работы Блейка, у каждой указаны детали, правообладатели, место нахождения (музей, частная коллекция и др.); права на цифровые копии принадлежат музеям или создателям цифровых копий, поэтому для использования изображений нужно связываться с ними; право на использование изображений редакторам ресурса было предоставлено только для публикации непосредственно на сайте.

Вывод: у каждого объекта есть правообладатель. Другой вопрос, какие действия с этим объектом можно делать, чтобы потом не разбираться в суде.

Стоковые изображения и прочие файлы

Cтоковые изображения и видео могут быть как под лицензией Creative Commons с разными подвидами ограничений, так и под своей особой лицензией, но разрешающей разные действия (Unsplash, Mixkit). Стоковые изображения по тем же соображениям их доступности используют другие люди, не поленитесь проверить, где еще выбранная картинка используется – через тот же сервис поиска по картинке в гугле.

Шрифты тоже не стоит использовать бездумно, на какие-то есть авторские права. Более того, между font и typeface есть разница.

Каждый раз, когда вы бездумно выбираете шрифт из списка – просто «какой прикольней смотрится» – плачет маленький котик. Каждый раз, когда вы гуглите картинку и просто используете ее для всего на свете – этот маленький котик умирает одной маленькой смертью.

Если на украденные изображения чаще обращают внимание только при обращении правообладателя (к сожалению и ужасу), то с музыкой авторы подсуетились – алгоритмы распознавания треков умные и продвинутые, даже профессиональные инструменты иногда не в силах трансформировать исходную песню так, чтобы алгоритм ее не распознал.

Ни для кого не секрет, что можно запросто получить страйк на YouTube за нарушение прав с использованием чужой музыки. Еще обиднее получить страйк за видео с концерта кавер-группы, которая, видимо, слишком хорошо сыграла в лайве чей-то известный трек. А еще в софте для создания музыки куча библиотек с сэмплами, которые музыканты, естественно, используют, и после возникает спор, кто у кого что украл – с последующим выводом, что просто элемент с какой-нибудь музыкальной фразой, взятый из библиотеки, один и тот же.

У каждого файла – и в частности, изображения – свой цифровой след. Не поленитесь также проверить на досуге, что зашито в метаданные файла, заливаемого вами бездумно в Вконтакте; посмотрите, что в информации файла, скачанного вами для нового арта или поста. Вы удивитесь: там не только информация о дате и времени создания, но и об устройстве, параметрах съемки, геолокации… А вы потом удивляетесь, откуда такая контекстная реклама вам попадается, откуда Большой Брат о вас так хорошо знает.

Нейросеть не панацея

Отдельная история про изображения, сгенерированные нейросетью. Во-первых, сервис нейросетки радостно в ваш файл зашьет все что угодно – о себе, о вас, от инопланетян и для инопланетян, во-вторых, даже если изображение не защищено авторскими правами, сервис не гарантирует его уникальность.

Поэтому картинки от нейросети надо после дорабатывать, исправляя не только косые глаза и уродливые куриные лапы вместо рук.

Нейросеть обучена на изображениях художников – на датасете с миллиардами искусственных трансформаций; нейросеть знает, какие объекты на каком изображении присутствуют, какова закономерность их расположения. Сперва нейросеть делает заготовку, пропорционально гармоничную, по своим алгоритмам, с нужными объектами, которые она сочла подходящими под ваш запрос (семантика), потом ее настраивает, генерирует множество вариантов – и один из них, оптимальный, предлагает вам.

Технически все вариации картинки создаются искажениями, а на другом конце планеты сейчас маленький котик получил ровно такую же картинку, на которой есть всего лишь незначительные отличия, не заметные даже глазу.

Вывод: копирайты это вам не просто так. Копирайты это важно, юризм головного мозга по авторским правам неизбежен, особенно, если вы профессионал и занимаетесь творчеством в цифровой век.

А Уильям Блейк шикарен, все любите Блейка, он лапочка.

Аудиоверсия статьи в подкасте «Голос писателя»