Я – писатель запрещенки (это не я придумала). Далее — много букв о том, как не нарушить ничьи права в книге и быть обвиненным в нарушении.
Предыстория
Книга «Замок Альбедо»(Стелла Фракта) – о гоночной команде Формулы-1 в Японии, британских шпионах и алхимиках. На обложке – репродукция «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего, экземпляр которого хранится в Роттердаме, в музее Бойманса ван Бёнингена.
Прим. ред. и спойлер: На обложке издания Ridero в итоге вышел не Брейгель, а фон Преннер (оттиск Вавилонской башни по Брейгелю), потому что Метрополитен музей в Нью-Йорке более сговорчив.
В книге указано, что любые совпадения – из-за того, что автор вдохновлялся гонками, японскими технологическими корпорациями, никакие названия и имена не используются без нарушений прав их обладателей. По поводу изображения на обложке – аналогичная ситуация. Я все по авторским правам заранее проверила, контрибьютора указала.
В книге, как и во всякой шпионской приключенческой современной прозе, есть ночные клубы. Там пьют, курят и отдыхают. Все взрослые люди, камон!
Модерация книги
Мне приходит уведомление от издательского сервиса Ridero — от которого я не седею лишь потому, что до этого были прецеденты, e.g. мою книгу «Дикий и неистовый» уже объявили запрещенкой, изъяли из всех магазинов и назвали детской порнографией (подробнее — в статье).
Вы только посмотрите, что они мне навязывают добавить в НАЧАЛО книги!
«Данная книга является художественным произведением, не пропагандирует и не призывает к употреблению наркотиков, алкоголя и сигарет. Книга содержит изобразительные описания противоправных действий, но такие описания являются художественным, образным, и творческим замыслом, не являются призывом к совершению запрещенных действий. Автор осуждает употребление наркотиков, алкоголя и сигарет. Пожалуйста, обратитесь к врачу для получения помощи и борьбы с зависимостью»
В книге персонажи не употребляют наркотики, а то, на что отреагировали модераторы — декорации кошмарного сна, где кто-то на фоне в непотребном виде что-то делает. Использование слова «наркотики» или упоминание факта явления употребления в прошлом не является ни призывом, ни примером. С наркотиками закон строг, но юридически нигде не регламентировано, какими именно словами дисклеймера отрекаться от них. Решается это убиранием явного упоминания названий и способов употребления.
Но формулировка «противоправные» на все — это нонсенс! Убийства тоже противоправные действия. В каждой книге про убийства нужно говорить, что убийство вымышленное и так не надо делать?
Про алкоголь и сигареты — еще смешнее. Обязательного регламента по ним нет, это не СМИ и не реклама. Более того,
Употребление алкоголя и сигарет не является противоправным действием.
Каждую книгу нужно портить дисклеймером о том, что там живые взрослые люди, которые пьют и курят? Предупредить – куда ни шло. Но осуждать?
Упоминание алкоголя не требует его публичного осуждения.
Иначе бы каждый, кто работает в алкогольной индустрии, рубил бы сук, на котором сидит.
Итог: про дисклеймер мне ответили, что это было лишь вариантом формулировки от модераторов (отсебятиной то есть), и я могу написать иначе. Я не стала никак писать — потому что не надо мне тут!
Музей в Роттердаме
По поводу репродукции картины и музея — целое приключение.
Картина Вавилонская башня (Питер Брейгель Старший) является общественным достоянием Public Domain. Что такое общественное достояние и какая у него лицензия, можно почитать в статье на примере Уильяма Блейка.
Любая точная цифровая репродукция тоже является общественным достоянием.
Изображение взято с ресурса Wikimedia Commons, его владелец Google Art Project, а оригинал картины хранится в музее Бойманса ван Бёнингена в Роттердаме (Нидерланды).
На изображение не накладывается никаких ограничений по использованию — исходя из концепции Wikimedia Commons и информации в описании файла.
Проверено в https://lizenzhinweisgenerator.de/?lang=en для файла https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Tower_of_Babel_(Rotterdam)_-_Google_Art_Project.jpg
И музей, и автора, и полное название я указала в информации об обложке.
Итого,
зтого должно было быть достаточно.
А вот и нет.
На сайте музея сказано обязательно подавать реквест на цифровую копию (но ни слова не сказано про общественное достояние) — но зачем тогда на Wikimedia Commons выкладывали?
Мне пришлось писать большое письмо в музей с вопросом wtf и реквестом изображения конкретно на книгу конкретно для меня любимой — по форме. Я даже уже спланировала, как поеду в Нидерланды отвозить им бумажные копии в библиотеку музея (когда будут бумажные копии). Ситуация вышла странная, мне было нечем крыть, у меня были лапки — из противоречия между музеем и Wikimedia Commons.
Итог: дедлайн прошел, музей мне не ответил ни в одной из соцсетей, будет весело, если ответят потом.
Я изучила кучу картин разных музеев, разобралась с правилами использования в каждом, про это могу сделать отдельный материал, а часть выводов исследования можно прочесть в статье про лицензию Pubic Domain, общественное достояние.
Решение: Метрополитен Музей, хранящий оттиск по Брейгелю авторства Антона Йозефа фон Преннера, лапочки и пусечки, на обложке бумажной и электронной версии «Замка Альбедо» теперь Вавилонская башня фон Преннера.
Нетрадиционные отношения и скабрезный юмор
«Книга содержит фрагменты, которые могут быть восприняты как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и предпочтений»
Про пропаганду нетрадиционных отношений… Это скабрезный мужской юмор, а не пропаганда.
В ходе обсуждения с поддержкой Ридеро мне ответили, что после консультации с юристом, фрагмент разрешено оставить. То-то!
Пропаганды в шутке нет.
Выводы
Дисклеймер, приведенный в уведомлении, не отражает действительности, он испортил бы книгу и задал неверный тон.
Если б вы только знали, как мне обидно!
Я сознательно подхожу к каждому своему действию и каждому произведению, заранее проверяю все юридические аспекты и ничьи права не нарушаю.
Подобная ситуация с придиркой уже не впервые!
Когда я пишу в Ridero, они могут сказать, что передали запрос специалисту, а потом будет тишина.
Самый недавний курьез: 22 июня я написала в техподдержку по поводу оффлайн-дистрибуции, мне сказали, что со мной свяжутся. Потом тишина. Я им написала сама 4 июля. Они впопыхах все организовали – но осадочек остался!
P.S.: «Пожалуйста, обратитесь к врачу для получения помощи и борьбы с зависимостью.»
Подкаст «Есть что сказать с Александрой Undead» про алкоголизм. Правда из уст барменов и сомелье об алкогольной зависимости!