Найти тему

Телесность в онкопсихологии. Душа в поврежденном теле

Автор

Медицинский психолог ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава России и Хосписа №1, доцент кафедры психологии ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава России, директор Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного региона, кандидат психологических наук Маргарита Валерьевна Вагайцева выступила с докладом «Телесность в онкопсихологии. Душа в поврежденном теле» на 9-м Санкт-Петербургском зимнем фестивале «Психология телесности: несказанная радость бытия». Публикуем фрагменты выступления.

В контексте моего доклада мы будем рассматривать психологию телесности как одно из направлений клинической психологии, предполагающее расширение представлений о взаимовлиянии психических и соматических аспектов индивида.

Сегодня много звучало: когниции, телесность, душа, тело… Наверное, коллеги, мы согласимся, что это, в общем-то, единственный феномен, на который мы смотрим — просто с разных сторон. Психика — это часть физики, мы её продуцируем, а душа — это метафора того, что нам не всегда удается взять под контроль.

Если говорить о телесно-ориентированной психотерапии, то она чаще рассматривается в контексте того направления в психотерапии, которое сопровождает неврозологию и те аспекты нашей жизни, которые не вполне связаны с соматическими заболеваниями.

Основные методы телесно-ориентированной терапии — всё то, что связано с активацией нашего тела: релаксация, двигательные практики, пальпация точек напряжения, анализ взаимосвязей телесного напряжения, психических состояний и анамнеза жизни пациента.

Когда мы говорим об онкологии, мы говорим об обширном и разнородном классе тяжелых хронических заболеваний. Все они носят характер системного поражения и не имеют выявленного единого «запускающего» фактора. Эти заболевания имеют множество форм и вариантов течения, неопределенность развития, они сопряжены с высоким уровнем витальной угрозы и существенными телесными повреждениями (локальными или распространенными).

Эта ситуация задает условия устойчивого дистресса. Сильное эмоциональное напряжение характерно для пациента, его близких и для персонала лечебного учреждения.

Онкологические заболевания с высочайшим уровнем дистресса не нарушают психический статус: человек остается таким, какой он есть, в пределах собственной психической нормы. В ядре переживаний лежит актуальный страх смерти, но по-разному представленный.

С ситуацией пролонгированного дистресса работают онкопсихологи. Онкопсихология — прикладной раздел психологии, который занимается корригированием психологических последствий, обусловленных дистрессом онкологических заболеваний.

Мы не работаем с превентивной фазой, у нас нет идеи, что психика может каким-то образом профилактировать запуск онкологического заболевания. Не существует достоверных, валидных дизайнов исследований, которые могли бы достоверно определить область превенции. Зато существуют достаточно достоверные исследования финнов, которым принято доверять, когортные исследования, заслепленные исследования, исследования, которые не позволяют исследователю влиять на интерпретацию результатов и которые проводятся на многотысячной популяции… Финны исследовали вопрос и сказали, что анамнез жизни никак не влияет на формирование онкологического заболевания. Никакие пережитые потрясения не являются единым запускающим фактором. Зачастую специалисты, постоянно работающие в онкопсихологической практике, встречаются со славно живущими людьми, не имеющими какого-то массива переживаний или каких-то специфических реакций на события в своей жизни. Такой корреляции не удалось засечь, хотя я знаю, что часто хочется хоть как-то рационализировать эту угрозу, какое-то оправдание происходящему найти.

Онкопсихологи основное внимание уделяют не тому, как защититься, а тому, как сохранять качество жизни в ситуации онкологического заболевания.

Этапы онкологического заболевания:

0 Профилактика (условно здоровое тело)
1 Постановка диагноза (манифестация злокачественного новообразования)
2 Лечение (химиотерапия, хирургическое вмешательство, радиотерапия, иммунная терапия, гормональная терапия)
3 Восстановление (следы вмешательства)
4 Ремиссия (условно здоровое тело, нарушение интрацепции)
5 Рецидив (генерализация злокачественного новообразования)
6 Паллиативная стадия (инкурабельность)
7 Терминальная стадия (психо-физическое истощение)

Первым этапом считается постановка диагноза, манифестация злокачественного образования. Но ведь это целая длинная история: от подозрения до верификации диагноза.

Люди, которые специально не обучались онкопсихологии, могут заблуждаться о том, что стресс приводит к раку. На самом деле от момента заболевания до момента манифестации человек уже болен. И наша психика как часть нашей физики, часть нашего тела, ослабляется: мы становимся чуть-чуть более уязвимы к тем стрессовым нагрузкам, к которым до этого были толерантны.

Процессы лечения: химиотерапия, хирургические вмешательства, радиотерапия, иммунная терапия, гормональная терапия, — по-своему влияют на человека.

После этапа лечения идет этап восстановления, казалось бы, человек может сделать прыжок к здоровью… Но на самом деле он еще не готов к этому, потому что очень ослаблен. Здорово, если дело закончится ремиссией. Человек может в старости умереть от чего-то другого, будучи онкологическим пациентом. Потому что в онкологии никогда не идет речь об излечении полном — только о длительной ремиссии.

Но ситуация непредсказуемая, поэтому бывают и рецидивы: когда мы сталкиваемся с генерализацией злокачественного образования. Каждый рецидив может уйти на стадию лечения, в ремиссию, но может и уйти на паллиативную стадию, которая закончится терминальной.

Вот такая история длиною в жизнь, в которой живет человек. Человеку при этом может быть достаточно тяжело, а может быть и не тяжело: вопрос в том, насколько он адаптируется к тому, что с ним происходит. Исследования показывают, что 60% взрослых людей адаптируются достаточно хорошо и спонтанно самостоятельно. Но какому-то проценту людей могут помочь психологи, а 10% — только психиатры или психотерапевты.

Чем занимаются онкопсихологи? Что мы успеем за короткий период — от 1 до 5 обращений? Откорригировать эмоциональное состояние человека в условиях дистресса. Наблюдения показывают, что, как правило, запрос идет на вербальную работу. Взрослые люди в принципе хотят разговаривать о себе и зачастую им этого бывает достаточно. Поэтому основными направлениями являются экзистенциальное, когнитивно-поведенческое, психодинамическое.

Но, конечно, без телесно-ориентированных терапевтических практик не обойтись: бывают ампутации, фантомно-болевой синдром, бывают афазии… Поэтому если задействуем телесно-ориентированную терапию, то чаще всего в части нейрофизиологической коррекции.

Парадоксальная история в том, что люди, которые болеют онкологическим заболеванием, достаточно часто оказываются во внутренней изоляции. С одной стороны, телесная депривация налицо. С другой стороны, ужасно трудно на определенных этапах к этому телу прикоснуться или дать к нему прикоснуться — оно же очень сильно повреждено. Поэтому если встречаются убежденные телесники, иногда они бывают вполне уместны, но надо быть очень аутентичным в этом подходе. При том что мы никогда не навязываем метод нашей коррекции: человек сам нам дает распознать, чего бы ему больше хотелось.

Телесно-ориентированные практики относятся к дополнительным технологиям, когда речь идет об онкопсихологии.

Интуитивно понятно, в чем ограничения по применению телесно-ориентированной терапии:

  1. выраженные телесные повреждения: боль, иные тягостные симптомы;
  2. дистресс, повреждение образа тела, истощение психофизического ресурса (фрустрация), переформатирование ориентиров.

Посмотрим на этапы онкологического заболевания с точки зрения применения телесно-ориентированных практик:

0 Профилактика (все телесно-ориентированные практики при невротизации по запросу)
1 Постановка диагноза (нет запроса)
2 Лечение (нейро-, ослабление панциря доступных зон, элементы релаксации)
3 Восстановление (онко-ЛФК, онко-эрготерапия, онко-уход за стомами, все из лечения)
4 Ремиссия (все телесно-ориентированные практики при невротизации по запросу)
5 Рецидив (нет запроса)
6 Паллиативная стадия (нет запроса)
7 Терминальная стадия (нет запроса)

О чем важно помнить. В онкопсихологии нет собственных технологий. Самое главное — аутентичный контакт. Если вы заходите в поле телесно-ориентированной практики, помните, что там есть свои особенности, будьте аккуратнее, осторожнее, больше внимания к запросу и к тем ограничениям, которые есть из-за заболеваний — если человек вам в этом признается. Многие онкологические пациенты в ремиссии об этом не упоминают — и это говорит о хорошей адаптации. Но если вы идете в специализированное учреждение, связанное с онкологией, надо переподготовиться, в том числе и для того, чтобы себя самого подготовить к работе в этой травмирующей сфере — потому что вторичная травматизация в нашей области очень близко всегда ходит.

Вагайцева Маргарита Валерьевна

кандидат психологических наук. Клинический психолог отделения реабилитации Национального медицинского исследовательского центра онкологии им. Н.Н. Петрова МЗ РФ. Медицинский психолог ГКУЗ «Хоспис №1». Исполнительный директор Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного региона России. Преподаватель Института «Иматон».
Санкт-Петербург

https://psy.su/

-2