Найти в Дзене
Елена Мунтян

ПОЧЕМУ СОМНЕНИЯ В ДИАГНОЗЕ АУТИЗМА У РЕБЕНКА САМЫЕ МОЩНЫЕ В ЕГО РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Аутизм как группа психических нарушений, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации крайне сложны в диагностике на любом этапе развития ребенка. Усугубляется ситуация тем, что родителям крайне сложно принять необратимый диагноз, стадия отрицания очень затягивается, очень. Разнообразие картин проявления так же усложняет дифференциацию даже на уровне специалистов. Но есть и объективно факторы, которые мешают диагностике, особенно в период раннего детства, когда проявления диагноза менее всего заметны. Более того, к моменту появления неоспоримых проявлений нарушения многие родственники аутиста склонны винить внешние факторы, которые, по, их мнению, и повлияли на появление и развитие расстройства аутистического спектра, например, прививка. Но это заблуждение! Почему же оно по сей день так обширно процветает? Почему мало, кто из профильных специалистов способен реально пояснить причины, давайте и разберемся.

Важно помнить, что аутизм – это нарушение психики, которое не может развиваться под влиянием внешних факторов. Есть таковые, которые усугубляют или облегчают состояние ребенка в данный конкретный момент, но никак не влияют изначально на зарождение нарушения.

Один из каналов, на который я подписана, ведут родители взрослого аутиста. Это мальчик 2004 г.р. Они уже в стадии принятия, но… Часто демонстрируют видео маленького сына и описывают его как «Жизнь до аутизма», распространяя неверные сведения на немалую аудиторию. На видеороликах малыш в раннем возрасте (до 3 лет) ходит-бродит, выполняет какие-то действия, родители пишут, что на тех материалах отчетливо видно, что ребенок ничем не отличается от нормально развивающихся сверстников. Но даже на тех коротких видео, где ребенку и год, и полтора и ближе к 3-м, мне отчетливо видно и по поведению, и по взгляду, и по взаимодействию с окружением, что тот ребенок с проявлениями аутистического спектра. Родители же описывают, что он в раннем возрасте отличается от остальных здоровых сверстников лишь тем, что речи нет.

Хотя очень важно отметить про то, как меняются их понимание о речи в динамике. Сейчас, когда парень взрослый и говорит, они описывают, что имеющаяся шаблонная речь, эхолалии и артикуляционное подражание это не есть РЕЧЬ как высшая психическая функция здорового психически человека! Это одно из важнейших маркеров принятия у родителей в этой семье. Тут они абсолютно правы! Я, кстати, до сих пор не выяснила, почему они так убеждены, что аутизм появился внезапно, а не врожденный у их ребенка. Ведь фактора, который развил бы вторичное нарушение коммуникации, такой как глухота, к примеру, не спутник данного ребенка. Почему эти родители заблуждаются и убеждены в собственной правоте и плодят массы ложную информацию?! Кстати, по такой схеме живут очень многие семьи с аутистами в РФ, более того еще и в непринятии и отрицании диагноза.

Приведу еще пример. Он – скорее исключение из типичных ситуаций. У меня наблюдается семья уже более полугода, они воспитывают первенца с врожденной глухотой. При своевременно проведенной операции по восстановлению слуха, кохлеарной имплантации, ребенок способен спонтанно наверстывать упущенное после того, как начал слышать. Этот мальчик услышал примерно в 1 год. Это очень ранний старт для дальнейшего спонтанного слухоречевого развития и своевременного попадания в массовую школу со слышащими сверстниками по пути интеграции (а не инклюзии). Иными словами к школьному возрасту такой ребенок должен ничем не отличаться в развитии слуха и речи от слышащих сверстников. Но есть одно НО! Если глухота у ребенка – «чистая». Если есть сопутствующие нарушения, но темп реабилитации будет, мягко говоря, замедленный, а результат конечный - далек от нормы.

Сейчас мальчику около 2-х лет. И мама на очередном приеме жалуется мне на то, что ее мальчик не такой как все: совершенно безэмоциональный и отрешенный от мира сего. Она сравнивает его с аутистами, изучив материал по этому вопросу в интернете. Хотя он еще не строит в рядок стереотипно машински или паровозики, что часто ложится в основу диагностики… Я потому назвала этот случай скорее исключением из правил, потому что в столь раннем возрасте родители особенно ничего не видят «особенного» в своих детях. Эта мама и впрямь распознала в своем сыне первичные признаки проявлений нарушений коммуникации и нарушения взаимодействия. Предположительно они первичны и идут сопутствием в сложной структуре дефекта. А ребенок у нее первый.

Слух есть теперь у этого малыша, он прекрасно слышит с помощью электронного протеза. Началось накопление словарного запаса, хоть и не в том темпе, в котором бы хотелось для того, чтобы «догонял» в речевом развитии сверстников. Но нарушенная коммуникация «отрешает» ребенка от мира людей, лишая его желанной коммуникации с миром людей. И это видно, если просто наблюдать за свободным поведением ребенка хотя бы в течение часа. Конечно, маму волнует, почему ее ребенок ТАКОЙ? Ей хочется знать причины, которые вызывают такое поведение ее ребенка. И, казалось бы, «оправдание» в виде глухоты является подходящим, но нет. Для того, чтобы аутизм был вторичным наслоением, период глухоты у этого мальчика слишком мал, потому смею утверждать, что аутопроявления у этого ребенка первичны наряду с врожденным нарушением слуха в сложной структуре его дефекта.

Часто при диагностике аутизма советуют проверить слух. Это правильно, но все же в меньшинстве случаев глухота – причина нарушения аутистического спектра. Это все же происходит, потому что ребенок внешне похож на неслышащего, потому что не отвечает на поставленные вопросы и даже никаким образом не демонстрирует понимания, хотя все прекрасно слышит естественным путем.

Профилактики аутизма не существует. Но, быть может, возможно создать систему аутистического скрининга? По образу и подобию с аудиологическим, когда на ранних этапах после родов выявляют первичные предпосылки нарушенного слуха, которые при точной диагностике при обнаружении факторов риска приведут к диагнозу отсутствия слуха. Кстати, такой скрининг появился только в 2008 году.

До этого времени скрининг по слуху был очень примитивным и изучал лишь факторы риска – наследственность, особо протекающую беременность, тяжелые роды… Тогда средний возраст выявления глухого был около 5 лет. Что очень поздно для дальнейшей реабилитации речи, да и вообще для ее появления. Так вот только такой вид скрининга, на мой субъективный взгляд, можно сейчас организовать для аутистов. Хотя, несмотря на его ущербность, он покажет хотя бы тот факт, что РАС не появляется как гром среди ясного неба. Поясню на примере.

Сейчас по ТВ идет реалити, который называется «Будни роддома». В каждом выпуске демонстрируют рядовые роды, по 3 штуки. Подбираются они по принципу – естественные, кесарево и какие-то еще необычно осложненные. Я верю, что это не постановка, так как реально демонстрируют не только положительную показуху, но и, к примеру, используют вакуум экстракцию, стимуляцию, амниотомию и пр.методы вспомогательные, которые являются спорными в процессе родовспоможения, то есть отрицают радужную картинку, которую обычно показывают в кино. Не только красив розовом цвете все происходит на экране, но и сложности тоже показывают. Правда, обязательно со счастливым концом. И вот в этом ПОДВОХ!

Последствия от особенных родов, непоказанные особенности течения беременности в этом шоу, а также детей этого проекта в возрасте 3-х лет, уже не покажут в реалити. Хотелось бы! Было бы прекрасно видно! Именно тогда, около 3 лет, станет видно потенциального аутиста, который и является «выходцем» из подобных ситуаций осложненной беременности и родов, купающегося в зеленых водах, у возрастных родителей, и пр. Всех детей с этого проекта выписывают в прекрасном состоянии, с хэппи-эндом. Но сложности у каждого из этих деток начнутся именно на рубеже 3-летнего возраста, когда их родителей забеспокоит, скорее всего, факт отсутствия или задержки речи. На мой взгляд, этот пример очень красноречив.

Да, сейчас система родовспоможения сильно сделала шаг вперед. Современные роддома даже в самых сложных случаях выхаживают и глубоко-недоношенных детей с критической массой тела при рождении (что тоже является фактором риска для РАС!), неонатология – обязательное звено при учреждении, где рождаются дети, а ведь еще 10 лет назад это не было маст-хэвом.

Получается, что даже успешная выписка после нестандартных родов есть не гарантия, что ребенок – норма. А картина, которая «нарисуется» к 3-м годам со всем «прелестями» аутистическими хоть и является прямым следствием тех самых особенных беременности и родов, но за давностью срока и не воспринимается родителями как причины для такого тяжелого и необратимого следствия как РАС. Более подходящими кажутся, например, прививки, которые провели недавно и очевиднее могут влиять, на субъективный родительский взгляд. И так как это родительское поведение стереотипно – заблуждение и процветает в массах.

Сложность еще заключается и в том, что родитель на рубеже критического возраста остается наедине с ребенком и проблемой. Особенно сложно, когда ребенок в семье единственный и нет больше ориентиров, как должен развиваться ребенок в норме. За факторами риска по профилю РАС пока никто в нашем обществе не следит. И даже, если сам родитель и обратится к неврологу за консультацией, но услышит скорее всего ЗРР или ЗПР. В нашей стране диагностика аутизма и на уровне специалистов «ХРОМАЯ»! А проблема – комплексная и требует междисциплинарного подхода. И выходит, что обнаружение, точнее обличение проблемы и происходит к годам 5, когда персонал массового детского сада вынужден инициировать комиссию, констатируя, что ребенок имеет серьезные нарушения развития. Они в этом возрасте уже не поддаются коррекции в значительной мере. А необратимость РАС и толкает родителей в «глухую несознанку» отрицания его. Замкнутый круг.

Да, во всех своих статьях про аутизм я подчеркиваю необратимость нарушения. Однако не спорю, что при ранней диагностике социальная коррекция, быть может, сильно поможет в процессе реабилитации такого ребенка и тогда, к школьному возрасту, он будет не «полевым», как при 1 степени проявления аутизма, а ближе к 3-й, более легкой. Это по классификации специалистов из московского Института коррекционной педагогики, например.

То есть выпуск из роддома с высокими баллами по Апгар еще не является гарантией психо-эмоционального здоровья ребенка. При правильном и своевременном учете факторов риска аутизм может выявляться гораздо раньше, чем в 3-5 лет, а коррекция быть более результативной. В сознании родителей можно формировать правильное восприятие проблемы и адекватные ожидания, сохранять ресурс, который очень необходим в процессе длительной реабилитации РАС.