Найти в Дзене

Сколько стоит мечта детства

В одном из комментов был задан вопрос о том, сколько нужно потратить, чтобы создать свой собственный железнодорожный макет. Не секрет, что для многих из нас миниатюрная железная дорога так и осталась несбыточной мечтой детства. И одной из таких причин это расхожее мнение о высокой стоимости создания железнодорожного макета. Сейчас я постараюсь развеять этот миф.

Как нетрудно догадаться, в отличие от авиамоделизма и судомоделизма, железнодорожный моделизм в подавляющем большинстве случаев предполагает постройку макета, если это конечно не стендовый моделизм. Поэтому все основные расходы как раз идут на его создание. Но всегда, когда кто-то из нас лицезреет макет в каком-нибудь ТЦ или на выставке, тоже хотят повторить нечто подобное у себя дома.

Типичный макет в ТЦ
Типичный макет в ТЦ

Если сравнивать с ценами на -авиа и судомоделизм, то первоначально цена на создание железнодорожного макета будет выше. Но зная, что -авиа и судомодели постоянно приходиться ремонтировать после каждого пробега (авиамодели нередко разбиваются, а судомодели тонут), то в итоге затраты на изготовление макета окажутся дешевле (ведь железнодорожные модели редко разбиваются и по понятным причинам не будут тонуть). Однако решиться на создание макета может далеко не каждый. И тому есть реальные причины.

Первое что нужно сделать при постройке макета — это наметить свободное пространство в квартире для размещения своего будущего железнодорожного макета. Если в квартире можно выделить комнату или прочее помещение, которое можно отдать под свою миниатюрную железную дорогу, то можно позволить себе создать неразборный макет со станциями, туннелями, мостами, депо, стрелками, семафорами, пультом управления и со всеми прочими дополнениями. Если места мало, то можно создать модульный разборный макет, который на ночь можно разобрать на отдельные части, либо встроенный в мебель макет, который легко убирается в шкаф как откидывающаяся дверца, либо под диван или под тот же шкаф.

Правда на встроенных в мебель макетах вряд ли возможно создать станцию, полноценные разъезды, туннели мосты и пр. В таких макетах хорошо, если место для семафора найдётся. Хотя всё зависит от габаритов и выбранного типоразмера. Для таких случаев рекомендуется выбирать более мелкий типоразмер ТТ или Z.

А вот для модульных разборных макетов таких проблем нет, но наличие такого макета в собранном виде всё равно требует места. Такие макеты пользуются спросом у тех, у кого в мире железнодорожного моделизма много друзей, когда на общих сходках каждый приносит с собой собранную у себя дома свою часть макета.

Модульный железнодорожный макет на общей встрече моделистов
Модульный железнодорожный макет на общей встрече моделистов

В конечном итоге от размеров макета и его габаритов зависит его будущая цена.

Второе, с чем нужно определиться - у какой фирмы покупать детали и модели. Первые модели миниатюрных железных дорог вместе с диорамами (макетами) появились в Германии в ХIХ веке. В то время позволить себе приобрести такую железную дорогу, могли себе только очень состоятельные люди. Известно, что последний русский царь Николай II имел у себя коллекцию такой дороги, выпущенной фирмой Марклин. Кстати фирма Марклин, является старейший фирмой производящей миниатюрные железные дороги. Именно эта фирма в 30-е годы ХХ века в Германии без помощи тогдашнего германского руководства поставила на поток развитие железнодорожного моделизма. Да, в Третьем Рейхе железнодорожный моделизм был популярен, также как в те годы в СССР был популярен авиамоделизм (ну что же, пускай многие эксперты и дальше будут говорить, что денег на макет у советского населения не было, а на постоянный ремонт авиамоделей деньги были).

Миниатюрная железная дорога времён Третьего Рейха
Миниатюрная железная дорога времён Третьего Рейха

Встретить такие модели в наши дни можно разве у коллекционеров и продаваться они будут за очень большие деньги. Впрочем фирма Марклин существует до сих пор и в наши дни всё ещё выпускает модели железных дорог за более умеренную плату.

Та же модель на аукционе
Та же модель на аукционе

После войны первые миниатюрные железные дороги были представлены на ярмарке в Лейпциге в 1950 году фирмой PICO . Есть версия, что это сокращение от итальянского слова piccolo – маленький. Но уже в 1952 году модели данной фирмы стали выпускать под названием PIKO, что означает пионерский конструктор. Набор состоял из паровоза, нескольких вагонов и рельсов на один круг. Позже, ближе к концу 50-х ассортимент фирмы заметно увеличился. Появились шлагбаумы, семафоры, фонари, железнодорожные строения и элементы ландшафта. А с начала 60-х годов ХХ века ассортимент фирмы PIKO стал поставляться в СССР. Правда стоил он для рядового советского человека хотя и приемлемо, но дорого. Но тем не менее в СССР население предпочитало заниматься авиамоделизмом и судомоделизмом, постоянно ремонтируя свои модели.

Компания PIKO пережила распад социалистического блока, разрушение берлинской стены, объединение Германии, а модели выпущенные во времена ГДР в наши дни уже являются предметом коллекционирования, цена которых со временем будет расти, превысив цену современных моделей от PIKO. Но в наши данные старые ГДРовские модели пока ещё возможно приобрести за умеренную плату.

Модель от PIKO времён ГДР
Модель от PIKO времён ГДР

Ещё одной компанией в мире железнодорожного моделизма считается австрийская фирма ROCO. Также как и PIKO фирма ROCO c 1960 года стала производить модели железных дорог в основном локомотивы. В меньшей степени здания и сооружения. Но поскольку Австрия не входила в социалистический блок, то в СССР и России 90-х годов модели от данной фирмы в свободную продажу не поставлялись. Хотя есть версия, что ROCO поставляло в России свои модели и в 90-х годах, но информация не проверена.

Существуют и другие фирмы в мире железнодорожного моделизма, у которых цена и качество явно завышены. Поэтому если вы твёрдо решили строить собственный макет, то я рекомендую остановиться на этих трёх фирмах-производителях, поскольку цена моделей данных фирм идентичная между собой. Разница только в электрооборудовании моделей и токосъёме с рельсов, о чём будет посвящена одна из следующих статей.

Наконец, мы подошли к самому главному, к вопросу о цене. Современный стартовый набор без макета, состоящий из локомотива, двух вагонов и аналогового пульта управления у вышеназванных фирм будет стоить порядка 15 тыс руб. Стартовый набор с цифровым управлением и двумя составами будет стоить порядка 55 тыс. руб. А дальше нетрудно подсчитать. Если под мечту детства мы отдаём размер 2 на 2 (в метрах), то уже можно посчитать примерную стоимость неразборного цифрового макета со стрелками, семафорами, шлагбаумами, платформами, депо, несколькими локомотивами (паровозами, тепловозами и электровозами), несколькими вагонами и ландшафтом, то по расчётам это выйдет около трёхсот тысяч рублей.

Да, цена будет как за отечественный автомобиль или как за иностранный, купленный на вторичном рынке. А что делать? Железнодорожный моделизм изначально предполагает создание макета. Но сдаётся мне, что в большинстве случаев люди просто не хотят связываться с макетом не из-за цены, а из-за проблем при его строительстве, ведь для макета нужно место, тем более если предполагается построить макет больших размеров с развитым путевым развитием. Если не хочется тратить деньги, то добро пожаловать в авиамоделизм или судомоделизм. Там макет не нужен. Но сомневаюсь, что будет дешевле.

А сколько потратил на свой макет лично ты, Кузя?

Скажу честно, гораздо меньше трёхсот тысяч рублей из-за того, что макет я начинал строить ещё в 2000-м году, а тогда цены были другие. Локомотивы тогда стоили максимум 1000 р., а вагоны и инфраструктура к макету (стрелки, семафоры, шлагбаумы и того меньше) порядка 100-500 руб. И это при том, что продавали тогда остатки ГДРовского PIKO в политехническом музее. С другой стороны и зарплаты тогда были меньше... А когда в 2014 решил улучшить свой макет, мне пришлось потратить намного больше, чем в начале 2000-х в основном из-за приобретения цифровой системы управления макетом и оцифровки локомотивов. На оцифровку своего макета размером 150 на 170 было потрачено где-то чуть больше 30 тыс. руб. Но надо учитывать, что мне ещё предстоят траты на приобретение ландшафта и возможно на услуги по его укладки на макет, а это где-то ещё 30 тыс. Поэтому даже для меня мечта достроить свой макет по прежнему остаётся несбыточной, но не из-за дороговизны как таковой, а из-за трудностей приобретения цифровой системы из Германии в нынешнее время для налаженного движения поездов на макете. А также элементов ландшафта, без которого и макет не макет.

Мой макет на апрель 2023 года
Мой макет на апрель 2023 года

Друзья, пишите в комментариях свои собственные рассуждения по данному поводу.

-8