Найти тему

Как я строил свой макет

На новый 2000 год мне подарили набор рельсов из двух параллельных кругов, две стрелки, один локомотив (электровоз Е44) и два вагончика (один пассажирской, другой грузовой).

                        Локомотив Е44
Локомотив Е44

Даже с таким скромным набором счастью не было предела! Ещё бы, все, о чём я мечтал, сбылось! Больше не нужны были батарейки! Вся железная дорога работала при помощи специального блока питания (FZ1 от PIKO), который подключался к обычной домашней электрической сети 220 вольт. А от «кирпича» шло два выхода питания, пониженного напряжения. На одном выходе регулируемое напряжение от 0 до 12 постоянного тока, которое подводилось на рельсы и от которого питались локомотивы (цепь тяги); на другом – нерегулируемое 16 вольт переменного тока, которое подводилось на клавишный пульт управления, с помощью которого переводились стрелки, открывались или закрывались шлагбаумы, менялись показания светофоров или просто горели лампочки (цепь железнодорожных устройств).

Блок питания FZ1 от PIKO
Блок питания FZ1 от PIKO

Не нужно было на ночь разбирать железную дорогу, потому что под неё мне практически сразу родители определили место, где будет стоять столешница, на которой впоследствии будет собираться макет.

                    Клавишный пульт
Клавишный пульт

Где-то в феврале месяце в Политехническом музее, где в то время располагался магазин железнодорожного моделизма, я абсолютно случайно познакомился с моделистом Александром Шустовым. Именно он на следующие лет 5 стал для меня неформальным учителем по железнодорожному моделизму и железным дорогам вообще. Каждая встреча с ним была по своему интересна и увлекательна. Он подробно рассказывал что и как происходит на настоящей железной дороге и как это можно показать на макете при помощи стандартных технических дополнений к макету. От него я узнал про тот самый клавишный пульт, с помощью которого можно вручную при помощи электрических импульсов управлять стрелками. А ещё он на своём макете наглядно показал, что возможно автоматическое управление светофорами, семафорами и шлагбаумами без использования клавишного пульта. А именно в зависимости от наличия или отсутствия локомотива на определённом участке пути, возможно автоматическая смена показаний на светофорах или семафорах, а также открытие или закрытие шлагбаума. Само автоматическое управление стандартной инструкцией не было предусмотрено, всё это было разработано моделистами со стажем ещё в до интернетовскую эпоху, за что им большой респект. Но оставался нерешённым только один вопрос: если на рельсы подать напряжение, то в движение будут приведены все локомотивы, которые находятся на рельсах, что на настоящей ж.д. недопустимо. Поэтому единственным выходом в такой ситуации было ставить декодеры в каждый локомотив и управлять ими при помощи компьютера.

Но тогда в 2000 году я о компьютере и мечтать не мог. Поэтому от раздельного управления локомотивами пришлось отказаться. Зато по советам Александра Шустова осенью 2000 года я приступил к строительству макета, заодно прикупив у него множество полезных дополнений для создаваемого макета: семафор, светофор, шлагбаум. Кстати, вопрос на засыпку: все знают, чем семафор отличается от светофора на железной дороге? Об этом см. видео

 Семафор
Семафор
 Светофор
Светофор

Ещё приобрёл у него несколько новых локомотивов: электровоз СС7001, тепловоз ТЭП10 и паровоз 55 серии (BR 55)

                        Электровоз СС7001
Электровоз СС7001

                        Тепловоз ТЭП10
Тепловоз ТЭП10

                    Паровоз 55 серии
Паровоз 55 серии

Пока макет строился я начал приобщаться к так называемым слётам любителей модельной железной дороги. Частенько наведывался в ЦДКЖ, ДК «Компрессор» и на Щербинку, где собирались любители модельной железной дороги ещё старой советской-ГДРовской эпохи. Не без их помощи мне удалось к 2003 году всё-таки доделать свой макет уже на новой квартире. Там же приобрёл довольно популярные в те годы модели паровоза BR 86 и тепловоза ТЭ 109.

                   Тепловоз ТЭ 109
Тепловоз ТЭ 109
                      Паровоз BR 86
Паровоз BR 86

Но шли годы. Старое поколение моделистов безвозвратно уходило. Некому становилось заниматься моделизмом, занятием, которое, по сути, не приносит денег, если им заниматься на любительском уровне. Меня всё реже стали приглашать на встречи моделистов, да и к тому времени я уже заканчивал школу и надо было думать о будущем. А когда поступил в институт, о макете я и вовсе стал забывать, поскольку у меня появились другие интересы (только не спрашивайте какие, если расскажу всё-равно не поверите). Так и простоял мой макет накрытый тканью и заваленный хламом года до 2014 пока, пока, наконец, я совершенно случайно не увидел блог одного киевского моделиста Игоря Шаститко. За то время, пока я учился в институте многое понялось. Во-первых, когда заканчивал школу у меня появился компьютер, когда учился курсе на третьем - первый смартфон. Это значит, что уже теоретически возможно было закачать нужное приложение на ПК или телефон, поставить декодеры в локомотивы и управлять ими в отдельности. А когда закончил учиться – стали активно развиваться социальные сети, что автоматически означало поиск нужных людей и сообществ. А ближе к 2017 году всерьёз заговорили о 3Д печати с помощью которой можно создавать различного рода объёмные фигуры в домашних условиях.

За время так называемого перерыва появилось новое поколение моделистов. Хорошо это или плохо однозначного ответа нет. С одной стороны новые технологии, с другой стороны новое поколение так называемых моделистов совершенно не заботит реалистичность и хоть какая-то привязка к истории ландшафтной обстановки на макете, так и к истории отечественных локомотивов. Все стараются сделать какую-то супер дорогую навороченную модель какого-нибудь паровоза за бешенные деньги с декодером и прочими прибамбасами, но тот факт что большинство таких локомотивов не имеет ничего общего с отечественными железными дорогами, доверия не внушает. Про макеты тоже самое. Либо это супердорогие навороченные мегамакеты, которые явно деланы не моделистами-любителями, либо сделаны очень примитивно. Хотя на таком макете есть вся цифровая электроника… Даже у того же Игоря Шаститко, несмотря на то, что его интересно смотреть, нет ни одного русского/советского или российского локомотива, всё посвящено Германии, а макет и вовсе без ландшафта с несколькими параллельными кругами. Для демонстрации покатушек более чем сойдёт, но путевое развитие явно не вписывается в стандарты настоящей железной дороги.

Но вернёмся к макету. За время перерыва прежний ландшафт выцвел, и его пришлось ободрать. Да и представлял он себя весьма посредственное зрелище – обычный травяной коврик. Выглядело не очень реалистично. В наши дни из специальных ингредиентов вполне можно сделать натуральный даже зимний ландшафт, какой и планирую у себя на макете. Здания, из бумаги собранные по чертежам из приложения к журналу железнодорожное дело (вокзал, пакгауз, водонапорная башня, будка стрелочника и др.) также пришли в негодность. По старым чертежам на 3Д печати заказал те же здания и той же расцветки уже из твёрдого материла, за что отдельное спасибо проекту «Артель на крыше». Путевая схема в некоторых местах также была переделана, чтобы расположение путей было приближено к настоящей ж.д. Сделал т.н. «второй этаж» с заездом в депо и туннель под ним из старых досок. Но самое главное поставил во все локомотивы декодеры и на основе ардуино собрал командную станцию управления макетом ж.д., которая подключается к вай-фаю домашней сети.

В заключении могу сказать, что меня много раз некоторые личности из так называемого нового поколения моделистов отговаривали заниматься старым макетом, что, дескать, лучше создать новое с нуля, а на старое «забить». Только вот без старого не бывает нового. Для меня мой макет это прежде всего семйная история. А историей, как известно, не торгуют.

Подписывайтесь на мой канал, в следующей статье расскажу про наших отечественных производителей железнодорожного моделизма и их ассортимент.

#макет

#железнаядорога

#паровоз

#моделизм

#хобби

#увлечение