Найти тему
Царьград

Ох уж этот безграмотный Холмс или какие знания считал лишними великий сыщик

ФОТО: PLANET PHOTOS/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: PLANET PHOTOS/GLOBALLOOKPRESS

Одним из факторов огромной популярности частного сыщика Шерлока Холмса является его кинематографичность. Холмс стал хрестоматийным примером благодаря своей яркости и нестандартности, которая так легко воспроизводится в кино и так надолго запоминается.

Холмс – гениальный неуч?..

Одна из самых ярких черт Шерлока, сцена с демонстрацией которой присутствует в каждой экранизации приключений великого сыщика, это презрение к "лишним знаниям". А лишней Холмс в диалоге с доктором Уотсоном называл любую информацию, что нельзя применить к расследованию преступлений.

Вот как сам Шерлок обосновывал свою идею в повести "Этюд в багровых тонах":

Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть… А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак».

Это признание по-настоящему шокировало Уотсона (эта сцена была в равной степени изумительно отыграна как Василием Ливановым в советском телефильме 1980 года, так и Мартином Фрименом в британской телеадаптации 2010 года):

Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления.

…Или дело в специфическом юморе Шерлока?

Однако внимательное прочтение рассказов и повестей Артура Конан Дойля, наводит на мысль, что сыщик просто подшучивал над своим новым знакомым. Уотсон полностью соответствовал собственному внешнему виду – простодушного и прямолинейного отставного офицера, привыкшего давать очевидные ответы на любые вопросы. Для Холмса, который, напротив, искал вопросы, разгадка которых требует изрядного напряжения сил, такой собеседник должен был казаться весьма забавным.

О том, что Шерлок был отлично образован и обладал множество "лишних", по его собственной классификации, знаний есть несколько свидетельств. Так, он не только часто и точно цитирует Шекспира (это можно списать на феноменальную память из детского чтения), но и разбирается в поэзии Гёте ("Знак четырёх"). Более того – он читал опубликованную переписку Жорж Санд и Гюстава Флобера ("Союз рыжих"), дневник американского писателя Генри Давида Торо ("Знатный холостяк") и популярных во второй половине XIX века Эдгара Алана По и Эмиля Габорио ("Этюд в багровых тонах").

Вся эта литература никак не укладывается в категории "может оказаться полезной для расследования". Так что, скорее всего, со своей теорией "забитого чердака" Холмс просто подтрунивал над наивным и забавным в своём искреннем возмущении Уотсоном.

Жаль только, что в экранизациях истории Холмса эта деталь оказывается упущенной и кинообраз Шерлока так и остаётся омрачён мнимой безграмотностью.

Интересные детали киноверсий Шерлока Холмса – истории о летописи Баскервилей, необычной змее и двух таблетках – читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон".