Несмотря на уверенность большинства в том, что PR – история коммерческая и применяется брендам только для увеличения продаж, в реальности все обстоит гораздо сложнее. PR – это, все-таки не реклама, а скорее метод коммуникации, который позволяет «постучаться» к человеку в мысли, зародить определенный образ, или навести на действие, выгодное тому, кто этот механизм использует.
Можно много и долго рассказывать о том, какие серьезные и креативные проекты в свое время были провернуты социальным пиаром. Например, упаковка тетрапак – общий кейс мировых производителей соков и молочной продукции, алюминиевая банка – из той же серии. А еще Гринпис, совместно со своими адептами десятилетиями рассказывают об экологии, энергосбережении и парниковом эффекте.
Причем, многие из подобных историй, в конечном итоге, все-таки вылились в конкретный коммерческий интерес. Та же алюминиевая банка позволила не только увеличить сроки хранения напитков, так как по сути является консервной, но и снизила издержки транспортировки, а еще упростила и удешевила производство.
Однако, помимо подобных полусоциальных проектов, есть и те, что лоббируются на государственном уровне. В обычном мире, подобные истории принято называть пропагандой, но грамотный маркетолог должен отличать социальный PR от продвижения идеи на национальном уровне. Не понятно? Сейчас попробуем объяснить.
Можно ли назвать кампанию по борьбе с курением – пропагандой? С натяжкой – да, все-таки осуществляется она на государственном уровне, и если притянуть факты за уши, то все меры можно обозначить как пропаганду отказа от вредной привычки. Однако, говорить о том, что для государственной машины эта история является национальной идеей, требующей продвижения – точно нельзя. Иначе, сигареты бы просто запретили, обозвав наркотиком.
Другая история – пропаганда политическая, которая транслирует в массы определенный месседж, выгодный действующей власти. И тут мы вступаем на скользкий лед напряженной современности, но вопреки всем тем, кто подумал плохое – дефиниция «выгодный действующей власти» - совсем не несет в себе негативной коннотации. Например, власти выгоден демографический рост, низкий уровень инфляции, повышение уровня образованности и т.д.
Кстати, раз уж мы затронули эту сложную тему, то предлагаем читателям ответить на простой вопрос: транслируемые сегодня социальные ролики, призывающие мужчин к защите родины – это пропаганда, или социальный PR? По нашем мнению – второе. Да, да…вы можете удивиться, но это действительно так. Объяснить почему?
Все просто – они не несут никакой политической идеологии. Призывают на службу в армии – да, апеллируют к мужественности и долгу защитника – да, говорят о том, что в стране сложное время и мужчина должен отдать свой долг – тоже да. Но нигде, ни в одном из этих «рекламных» роликов, даже намеками не упоминается вторая сторона конфликта. То есть, побудительный мотив этого социального пиара – не сам конфликт, а смена рода деятельности на тот, который на данный момент востребован в стране. Как-то так…