Найти тему
DIA Agency

Социальный PR: что общего между тетрапаком, алюминиевой банкой и защитой родины?

Несмотря на уверенность большинства в том, что PR – история коммерческая и применяется брендам только для увеличения продаж, в реальности все обстоит гораздо сложнее. PR – это, все-таки не реклама, а скорее метод коммуникации, который позволяет «постучаться» к человеку в мысли, зародить определенный образ, или навести на действие, выгодное тому, кто этот механизм использует.

Можно много и долго рассказывать о том, какие серьезные и креативные проекты в свое время были провернуты социальным пиаром. Например, упаковка тетрапак – общий кейс мировых производителей соков и молочной продукции, алюминиевая банка – из той же серии. А еще Гринпис, совместно со своими адептами десятилетиями рассказывают об экологии, энергосбережении и парниковом эффекте.

Причем, многие из подобных историй, в конечном итоге, все-таки вылились в конкретный коммерческий интерес. Та же алюминиевая банка позволила не только увеличить сроки хранения напитков, так как по сути является консервной, но и снизила издержки транспортировки, а еще упростила и удешевила производство.

Однако, помимо подобных полусоциальных проектов, есть и те, что лоббируются на государственном уровне. В обычном мире, подобные истории принято называть пропагандой, но грамотный маркетолог должен отличать социальный PR от продвижения идеи на национальном уровне. Не понятно? Сейчас попробуем объяснить.

-2

Можно ли назвать кампанию по борьбе с курением – пропагандой? С натяжкой – да, все-таки осуществляется она на государственном уровне, и если притянуть факты за уши, то все меры можно обозначить как пропаганду отказа от вредной привычки. Однако, говорить о том, что для государственной машины эта история является национальной идеей, требующей продвижения – точно нельзя. Иначе, сигареты бы просто запретили, обозвав наркотиком.

Другая история – пропаганда политическая, которая транслирует в массы определенный месседж, выгодный действующей власти. И тут мы вступаем на скользкий лед напряженной современности, но вопреки всем тем, кто подумал плохое – дефиниция «выгодный действующей власти» - совсем не несет в себе негативной коннотации. Например, власти выгоден демографический рост, низкий уровень инфляции, повышение уровня образованности и т.д.

-3

Кстати, раз уж мы затронули эту сложную тему, то предлагаем читателям ответить на простой вопрос: транслируемые сегодня социальные ролики, призывающие мужчин к защите родины – это пропаганда, или социальный PR? По нашем мнению – второе. Да, да…вы можете удивиться, но это действительно так. Объяснить почему?

Все просто – они не несут никакой политической идеологии. Призывают на службу в армии – да, апеллируют к мужественности и долгу защитника – да, говорят о том, что в стране сложное время и мужчина должен отдать свой долг – тоже да. Но нигде, ни в одном из этих «рекламных» роликов, даже намеками не упоминается вторая сторона конфликта. То есть, побудительный мотив этого социального пиара – не сам конфликт, а смена рода деятельности на тот, который на данный момент востребован в стране. Как-то так…