Найти в Дзене
Divos

Автомобильный рынок в 2024 году. Что прогнозируют эксперты?

Оглавление
Фото: dela.ru
Фото: dela.ru

С февраля 2022 года экономическая ситуация в России резко изменилась, особенно это заметили владельцы машин. Рынок автомобилей упал практически до исторического минимума, в стране наблюдается острый дефицит новых авто, запчастей, что подтягивает за собой и цены на вторичном рынке. Эксперты утверждают, что сейчас происходит даже не кризис, а полное изменение российского бизнеса автомобилей. Что ждать от него в будущем? Давайте разбираться.

Падение 2022 года

По данным многих экспертов, падение автомобильного бизнеса самое большое в этом веке. Ассоциация европейского бизнеса передает, что весь рынок снизился всего за год в 2,5 раза. Даже Минпромторг отмечает падение в 58%. Если в 2021 году было продано больше 1,6 млн. машин, то в 2022 – всего 600 тыс. Из них около 500 тысяч – коммерческий транспорт. Для сравнения, в 2012 году было продано около 2,9 млн. экземпляров самых разных марок.

Фото: news.myseldon.com
Фото: news.myseldon.com

Также изменилось и соотношение сил. По итогам 2021 года, 31% рынка занимали отечественные бренды, а сейчас – больше 45%. Более того, из-за ухода большинства европейских и американских компаний отгрузки машин дилерам стали скорее единичные. Вместо привычных россиянам марок пришли неизвестные китайские названия. Под конец года доля китайских автомобилей выросла в 7 раз, с 5 до 35%.

Массовый уход

Автомобильный рынок России находился в стабильном падении последние два года. Из-за пандемии снизились производственные мощности, что вызвало дефицит запчастей и новых машин. Это было болезненно для рынка, но не очень критично.

После весны 2022 года все резко изменилось. Первыми о своем уходе заявили General Motors, но марка была не очень значимая для России. Настоящий удар для сферы нанесли Renault, Nissan, а также Ford. У этих брендов в России были собственные заводы по сборке, часть запчастей производилось для автомобилей Lada.

Фото: steepmen.ru
Фото: steepmen.ru

Ситуацию усугубили и санкции, в итоге производство АвтоВаза встало на простой, заводы так и не вышли даже на половину мощностей до сих пор. Анонсированные ранее машины выпускаются в ограниченных цветах, с сильно урезанными функциями.

Осенью от своих заводов в России и поставок импортных автомобилей отказались крупнейшие игроки: Skoda, Volkswagen, Mazda, Hyundai и Toyota.

Все это сильно повлияло на цены и на новые машин, и на экземпляры на вторичном рынке. Например, цены ниже 1 млн. рублей предлагает только АвтоВаз, но покупателям приходится подолгу ждать машины, отказываться от удобных опций. Иномарки за очень редким исключением стоят от 2 млн. и выше. В середине 2023 года цены на автомобили стали одними из самых высоким во всем мире.

Что дальше?

Среди экспертов есть два лагеря. Часть утверждает, что в ближайшем будущем авторынок будет ждать подъем, увеличение продаж и снижение стоимости к концу года. Так, например, компания «Технологии доверия» делится мнением, что продажи могут превысить 1 млн. машин уже в этом году. При этом ставка делается и на автопром, и на китайские бренды. При этом у самого АвтоВаза годовой план на 2024 год всего 184,7 машин. Одновременно с этим ужесточаются санкции в отношении параллельного импорта.

Фото: avto-oblast.ru
Фото: avto-oblast.ru

Минпромторг и сам АвтоВаз менее оптимистичны. К этому же лагерю склоняются и большинство независимых экспертов сферы. По их мнению, в 2024 году в России не планируется никакого роста автомобильного рынка. Вероятно, критично высокие цены продержатся еще около 1,5-2 лет, а затем спрос постепенно будет снижаться. При этом сам рынок постепенно угасает – вторичных предложений мало, ведь люди не спешат расставаться с еще свежими машинами, а производство и импорт новых авто сильно ограничен.

Вне зависимости от этого, все эксперты склоняются к мнению, что рынок будет изменен. Уже сейчас в несколько раз выросла доля китайских марок, а европейские бренды перестали поставлять новые авто и обслуживание к ним. Также нет ни одной весомой причины, чтобы начались хоть какие-то позитивные изменения. Вероятно, авторынок России ждут еще более серьезные потрясения в скором времени или длительная и тяжелая стагнация.

Источник: https://divoss.ru/