Найти тему
Бумажные комиксы

«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 1 (явление благословенного героя + отчаянное желание снять свой собственный фильм!!!)

Фрагмент задней стороны обложки манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Фрагмент задней стороны обложки манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Скажу сразу: я в полном восторге от первого тома «Огненного удара». Мне очень понравилось.

Здесь, как мне показалось, необыкновенно правильное сочетание разнообразных, но непременно нужных элементов: яркие персонажи (один так в прямом смысле этого слова), предельно выразительные сцены, неожиданные сюжетные переходы, интонационно верно поданный юмор (преимущественно чёрный) и двигающие повествование мечты – о мести, о пришествии Бога и о… кино, то есть о создании не абы какого, а своего, собственного фильма (!). Ядрёный сплав (да будет позволено мне так выразиться) рождает эмоцию, она ведёт за собой, как итог – от книги не оторваться.

Огорчает разве что слишком рано забредающая в голову преступная мысль: а вдруг продолжение окажется хуже?!. – но гоню её пока от себя в сторону именно как преждевременную, радуясь тому, что есть на данный момент.

А что есть, то есть: отличный старт с выдающейся перспективой!

Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Производит большое впечатление уже одно только начало: на второй странице манги мы видим топор, занесённый над чьей-то рукой, на третьей – девочку, которая отрубает этим топором руку брата. Заявка – дерзкая, лихая, думаешь: «Ну ни фига себе!..»

Но дальше – больше: у мальчика тут же отрастает новая рука, и он требует: «Просто продолжай рубить, Луна!» Вскоре они уже разносят нарубленное мясо по домам деревенских старичков; некоторые их благодарят («Если б не вы, мы бы тут все давно умерли с голоду…»), некоторые предпочитают именно что умереть, но ни за что не есть человечину.

На дворе меж тем – вечная зима; считается, что из-за некой Ледяной Ведьмы «весь мир потонул в снегу, голоде и безумии». «И, замерзая, люди жаждали огня», – пишет автор, предваряя грядущее ключевое превращение своего романа.

Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Главный герой «Огненного удара» – молодой Агни (в первой главе ему пятнадцать лет, затем добавляется ещё восемь). Он, как здесь принято говорить, благословенный: мгновенно регенерирует. В один из дней в деревню попадает другой благословенный – Дома, суперспособность которого – особенное пламя: оно «горит, пока жертва не превращается в пепел». Испепелив всё вокруг, он не смог ничего поделать с Агни: тот не может умереть, так как беспрестанно восстанавливается, но теперь не может и потухнуть – и вынужден жить дальше, буквальным образом полыхая. Легко понять его чувства, поглотившее его «пламя ненависти»: «Я должен превратить этого человека в пепел».

Дома – один из воинов Бехемдолга, якобы свободного (но на деле, разумеется, ужасающе репрессивного) города-государства. Что он, что его сослуживцы описаны мангакой самыми чёрными красками:они расстреливают гражданских, насилуют пленных, позволяют себе лютые непотребства. Мораль в этом мире растерзана и извращена:

– Они пытались изнасиловать эту девочку!
– Изнасиловать?.. Акт зачатия ребёнка безусловен и священен. Это деяние не грех для мужчины, в каком бы виде оно ни свершалось. Да, женщин следует почитать, но у них нет тех прав, которые есть у мужчин. Таков уж порядок вещей… И это известно всем.

Туда-то и направляется Агни.

Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

По дороге он встречает восьмилетнего Сана, умеющего создавать электричество («Делать “треск-треск”!»). Поражённый внешним видом своего огненного спасителя («Я не собирался спасать этих людей… Просто убил тех, кого хотел убить», – не придаёт значения случившему сам Агни), Сан твёрдо уверовал в его божественное происхождение – и впоследствии, будучи навеки прикованным к койке (благословенные – «ценные “дрова”, которые поддерживают пламя Бехемдолга», их эксплуатируют самым нещадным образом), передаёт эту уверенность своим товарищам по несчастью:

Да, у меня нет ног… И завтра мне снова будет так больно, словно всё мое тело горит в огне… Но я вспоминаю, как пули разрывали плоть господина Агни на части, снова и снова… Вспоминаю, как его тело было объято жарким пламенем… И всё же… Он вставал и сражался! А ведь ему было намного больнее, чем нам!.. Да, сейчас нам не остаётся ничего другого, кроме как терпеть боль… Но это ничего! Если мы помолимся господину Агни, когда-нибудь он обязательно придёт сюда и спасёт всех нас… Потому что господин Агни – бог!..
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2»

Быть может, уже этих двух тем – темы мести и темы нового Бога, уместно и по делу сочетающихся с рядом других факторов, хватило бы для успеха этой истории, однако в какой-то момент в повествование встраивается и третья линия, моя любимая. Она связана с Тогатой, которая тоже благословлена даром регенерации, живёт вот уже триста лет и страдает оттого, что долгие годы лишена главного удовольствия – фильмов.

Я… просто обожаю фильмы! Фильмы – это… наследие тех давних времён, когда ещё не существовало никаких благословений… Это такое видео длиной около двух часов. До культурной революции начала XXIII века снимали очень много фильмов. Их было больше, чем снежинок в сугробе.

Увы, однажды в жизнь Тогаты вмешались солдаты Бехемдолга, разбомбив всё в округе:

Все мои фильмы сгорели вместе с домом. И пусть я убила всех, кто в этом виновен, утраченные фильмы уже не вернуть. Мне больше незачем жить. Без “Истории игрушек” жизнь – дерьмо… И без “Билли Эллиота”… И “Скотта Пилигрима”…
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Без фильмов я жить не могу!» – вопит Тогата, в числе своих любимых картин называющая «Живую мертвечину», «Звёздные войны», «Один дома» («И так далее и так далее!»), вспоминающая, как Человек-Паук затормозил несущийся на всех парах состав («Зацепился паутиной за здания и остановил поезд своим телом»), и уверенная, что «от пуль можно увернуться»«прям как в “Матрице”». «Как вас зовут?» – спрашивают как-то её. «Это Эмма. А я Уотсон», – отвечает Тогата за себя и за свою новую подругу, и такого рода шуток тут будет немало. Но дело не в них, а в том, что теперь заядлая киноманка получила уникальный шанс стать самсебережиссёром! И вдохновил её на это… ну, вы понимаете кто.

– Тогата, как-то вы рассказали, что главным героем должен быть человек, о котором хочется узнать как можно больше. Так вот, об этом человеке мне хотелось бы знать всё.
– То есть он типа… главный герой?
– Главный герой этого мира. А вы, Тогата, должны снять о нём фильм. Стать режиссёром. Засняв историю его жизни на видеокамеру, вы сможете создать из этого материала настоящую кинокартину.
Тогата, вы ведь любите фильмы. Но никогда не снимали их сами. Решайте: умереть как человек, который снял свой собственный фильм… или же как человек, который даже не попробовал это сделать.

Не удержусь – и добавлю ещё одну, очень похожую цитату, уж больно мне всё это нравится:

Короче, у него взгляд, как у Зорро… А тело, как у Человека-Факела… {…} Да-да, этот парень всё время горит! Посреди этого ослепительно-белого мира… бушует его алое пламя! {…}
Короче, мне ужасно захотелось узнать про этого парня всё-всё! Спорим, вам тоже? Снег, под которым была погребена моя душа, начал таять! И тогда меня осенило! Я сделаю его главным героем! А я… Я буду режиссёром! Я могу снять собственный фильм!
В моём сердце тоже загорелся огонь! Раз уж я лишилась всех фильмов… то сниму-ка свой собственный!

«Правда, мой компьютер тоже сгорел, – вдруг вспоминает Тогата. – И я пока не знаю, как буду монтировать свой фильм. Ну да ладно! Что-нибудь придумаю!»

Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
– Да ты… поехавшая на всю голову…
– Эй! Давай-ка не тыкай тут мне! Зови меня «режиссёр»!

Ну и дальше в сюжет то и дело вплетаются шуточки на киношную тему, которые, возможно, оставят равнодушными тех, кто далёк от неё, но согреют своим теплом идейно близких. Договорившись с Агни о взаимовыгодном сотрудничестве («Я снимаю… Ты убиваешь», «Я режиссёр. Ты – главный герой») и дав камеру в руки спасённой ею Нэнэто («Снимай меня с разных ракурсов. И старайся поменьше дёргать рукой… Хотя лёгкая размытость только добавляет реализма»), Тогата учит всех вокруг, как своих врагов, так и своих соратников, а главное – нас, читателей, азам кинематографического мастерства, и их имеет смысл не только выписывать, но и повторять, зазубривая!

Каждый раз, когда на экране умирает злодей, зрители испытывают своего рода катарсис! Поэтому чем больше ужасов вы сейчас натворите и чем больше я их засниму, тем больше будет радоваться зритель, когда я всех вас прикончу! К тому же откровенные сцены всегда вызывают интерес! Короче, не обращайте на меня внимания. Насилуйте девчонку!

* * * * *

Чтобы удерживать зрительское внимание на протяжении всех двух часов, которые идёт фильм, нужно постоянно подогревать интерес публики… То и дело помещать героев в опасные ситуации – в какие угодно! И тогда зритель всё время будет в напряжении!
Ита-а-ак… Сможет ли наша отважная операторка выбраться живой из этой ситуации?!

* * * * *

– Ты будешь играть для меня! При этом твоя игра должна быть проникновенна и понятна – это нужно, чтобы в конце истории зритель испытал катарсис. {…} Главное – играй такого героя, душа и тело которого пылают от ярости и жажды мести! {…}
– Не буду я никого играть!
– Ещё как будешь! Слово режиссёра – закон!

* * * * *

Фильмы – это что-то невероятное… В них множество разных историй… и много всяких героев. В фильмах чего только не случается. Темнокожего мужчину убивают из-за простой дискриминации. Жизнь обычного человека, подсевшего на наркотики, летит под откос… А родитель всаживает пулю в собственного ребёнка! Даже такое бывает!
В фильмах можно что угодно показать, главное… чтоб это было интересно.

* * * * *

– Зрители ведь помрут со скуки! Знаешь, что им интересно? Им интересно смотреть на то, как акула сражается с осьминогом! А вот битва осьминога с осьминогом, да ещё и два раза подряд, – это ж скучища смертная! Второй раз – это просто шум! Помехи!.. Слышь, а может, ты когти выпускать умеешь?! Ну, знаешь, такие металлические, из кулаков?! {…} Э-эх! А такой классный злодей мог выйти! Нэнэто! Вырубай камеру, нефиг батарею впустую расходовать! Снято!
– Снято!
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2»
Разворот из манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2»

В одной из сцен Тогата на радостях выдаёт нечто вроде логлайна – предельно концентрированную выжимку сюжета Тацуки Фудзимото, с которой он сам, будем думать, приходил в начале пути к своему редактору:

Идеальный сюжет!.. Его любимую младшую сестрёнку превратили в пепел. Пламя мести объяло его тело. Он живёт только ради отмщения. И вдруг среди врагов он встречает женщину, как две капли воды похожую на его сестру… Осталось только привести его историю к катарсису!..

И вот теперь – дождёмся следующего тома, чтобы понять, воспользуется ли сам мангака своими же советами. Да, его героиня настроена «снять величайший шедевр в истории» – но ведь мало желания, порой необходимо ещё и умение. И если фильма её мы по понятным причинам не увидим, то мангу-то прочитаем. И я очень надеюсь на то, что «Огненный удар», получив столь блестящее начало, обрел и столь же достойное продолжение. В конце концов, нам же пообещали – в последней фразе первого тома:

Завтра нас ждёт чертовски интересное зрелище!
Обложка манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка манги Тацуки Фудзимото «Огненный удар 1. Книги 1–2» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 1

«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 7

«One-Punch Man» One и Юскэ Мураты: «13. Технорыцарь & Неизвестная сила»

«Магическая битва» Гэгэ Акутами: «5. Таланты умирают молодыми & В преддверии праздника»

«One Piece. Большой куш» Эйитиро Оды: «Уотер-Севен, Город-на-Воде»

«Сердца Пандоры» Дзюн Мотидзуки: 10

«Госпожа Кагуя: В любви как на войне» Аки Акасаки: битва № 8

«Милый дом Чи» Конами Канаты: книга 12

38-й анонс «Бумажных комиксов»: Чи уходит, Человек-Бензопила возвращается, «Белый песок» заменяет DC

«Бумажные комиксы»: впечатления. Выпуск 8: шикарно-крышесносный «Огненный удар» – и ещё несколько прекрасных книжек

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!