Найти в Дзене

В Самару! "Терем" на Никитинской для компании "Зингер и Ко"

Улица Никитинская до революции поэтично называлась Соловьиной. Служила границей исторического поселения, считалась окраинной, застройку на рубеже веков имела рядовую.

Рустовка и клинчатые перемычки первого этажа выделены цветом
Рустовка и клинчатые перемычки первого этажа выделены цветом

Статью и размерами среди деревянных и реже «полукаменных» домиков выделялся нарядный кирпичный двухэтажный особняк в русском стиле с шатровой крышей по нынешнему адресу Никитинская, 48 – представлявший улицу Соловьиную на всех дореволюционных открытках. Островок исторической среды сумел отлично сохраниться и заслуженно войти в список ОКН под названием «Дом А.А. Ананьева, где находилось представительство компании «Зингер» в Самаре»

Изначально особняк имел четырехгранный шатер с рисунком в "шашечку" в центральной части
Изначально особняк имел четырехгранный шатер с рисунком в "шашечку" в центральной части

О дореволюционных владельцах сведений немного. Известно, что дворовым местом с начала 1880-х владела некая М.П Филиппова, в 1889-м году продавшая часть усадьбы самарскому мещанину А.А. Ананьеву. Новый хозяин, не теряя времени, купленный участок начал активно застраивать . Сохранились многочисленные прошения о строительстве одноэтажного дома во дворе на две квартиры, деревянного сарая, каменной кладовой, каменных служб и пристроя к ним.

Фото В. Григанова
Фото В. Григанова

В апреле 1990-го мещанин Ананьев в очередной раз обратился в городскую Управу за разрешением на строительство – теперь уже двухэтажного каменного дома по улице Соловьиной . Архитектурно-художественное решение заказчик выбрал в стиле эклектики с «неорусскими» чертами.

-4

Симметричный трехчастный восьмиосевой фасад по центру акцентирован выступом-ризалитом с парадным входом и вывешенным в уровне второго этажа балконом с кованым ограждением. Фланкируют фасад массивные пилястры – рустованные в первом этаже и декорированные нишами в верхней части второго. Разделены этажи карнизным поясом с сухариками и подоконным фризом второго этажа с попарно расположенными квадратными нишами-ширинками. Поле стен первого этажа оформлено под дощатый руст. Оконные проемы первого этажа имеют клинчатые лучковые перемычки, во втором этаже арочные полуциркульные окна оформлены зубчатыми кокошниками, опирающимся на междуоконные пилястры.

Декор главного фасада повтояется на боковых - в слегка упрощенном виде
Декор главного фасада повтояется на боковых - в слегка упрощенном виде

Боковые фасады решены более скромно – сандрики оконных проемов второго этажа выполнены в виде кокошников, между этажами проходит карнизный пояс. Венчает здание карниз на фигурных кронштейнах и ряд поребрика. Как видим на дореволюционных фото, изначально выступ-ризалит был увенчан небольшим мезонином с полуциркульным завершением, а над центральной частью здания возвышался четырехгранный шатер с двумя шпилями.

Пояс междуподоконным и междуэтажным карнизами оформлен парными нишами-ширинками
Пояс междуподоконным и междуэтажным карнизами оформлен парными нишами-ширинками

Оценочные ведомости, помимо данных о стоимости строений, так же сообщают, что сам владелец проживал в одной из квартир дома во дворе, а красочный особняк сразу по завершении строительства сдал под контору самарского отделения компании «Зингер» за 600 рублей в год. Так же компания арендовала каменную кладовую, деревянный сарай, дровяники, погреба, вторую квартиру в хозяйском флигеле и весь свободный от строений двор.

-7

Надо сказать, что сейчас бытовые швейные машины отчасти стали символом уходящей эпохи, а всего 120 лет назад о машинке «Зингер» мечтала любая хозяйка. Хотя название намекает на германское происхождение, родина «Зингера» - США, а вот создатель Исаак Зингер родился в еврейской семье, действительно прибывшей из Германии.

реклама из самарского "Адрес-календаря" за 1904-й год
реклама из самарского "Адрес-календаря" за 1904-й год

Сама машина, запатентованная еще в 1851-м году, изначально стоила дорого. Когда же создатель сумел ее удешевить и добиться цены в 10 долларов – «Зингер» приступил к завоеванию мира. Производственные филиалы открылись в Шотландии и Германии, в конце 1870-х первые швейные машины поехали в Российскую империю.

Рекламный плакат "НАСТОЯЩИЕ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ ЗИНГЕР" работы художника Владимира Амосовича Табурина
Рекламный плакат "НАСТОЯЩИЕ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ ЗИНГЕР" работы художника Владимира Амосовича Табурина

Американское происхождение определило довольно агрессивную маркетинговую кампанию. Для изготовления рекламных открыток и плакатов приглашались лучшие российские художники-графики, продуманная реклама, отлаженная система поставок и широкая сеть магазинов сделали швейную машину доступной в самых отдаленных частях страны, причем стоимость колебалась от 15 рублей за самую простую до 140 за ножную высшего класса. Доступность для «широких народных масс» обеспечивалась возможностью покупки в рассрочку.

"Коммерческое предложение" покупки в рассрочку из того же самарского Адрес-календаря
"Коммерческое предложение" покупки в рассрочку из того же самарского Адрес-календаря

Самарское отделение конторы «Зингер и Ко» открылось в 1900-м году. Первоначально поставки шли под заказ, первый магазин открылся в 1902-м году, позже контора арендовала еще и первый этаж дома Статковской на нынешней ул. Льва Толстого,87, где молодые женщины-продавцы рекламировали продукцию фирмы, сидя прямо в витрине и там же обучая клиентов шитью. Еще один пункт по продаже зингеровских машин и запчастей к ним находился на первом этаже гостиницы «Националь» на углу Ленинградской и Фрунзе.

Продажа швейных машин велась и на первом этаже гостиницы "Националь"
Продажа швейных машин велась и на первом этаже гостиницы "Националь"

Со дня открытия и до 1917-го года самарским отделением управлял уроженец Родолянской губернии нынешней Латвии Эдуард Адамович Таурин, проживавший так же на усадьбе Ананьева, в квартире на втором этаже. После революции контора «Зингер и Ко» закрылась, торговля теперь уже производимыми в Подольском филиале машинами перешла в ведение Самарского отделения Управления «Главшвеймашина», а усадьба Ананьева была национализирована. Судьба хозяина неизвестна, в комфортабельные квартиры заселились уже другие люди. В настоящее время дом остается жилым и по-прежнему красивым.

-12

Изобретатель швейной машинки Исаак Зингер, кстати, «прославился» еще и тем, что был одновременно женат сразу на пятерых женщинах, имел 15 детей, а всех дочерей называл Мэри.

-13

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете