Пересечение улиц Садовой и Льва Толстого считается местом знаковым, поскольку в уже далеком 1947-м году здесь был установлен первый в городе светофор. Однако славен перекресток не только историческим светосигнальным устройством - здесь же находится памятник архитектуры с редкими для Самары «неоготическими» чертами и богатой историей.
Богатая история началась в апреле 1895-го года, когда владелица углового дворового места с нынешним адресом Садовая, 100 Валерия Осиповна Статковская обратилась в городскую управу с прошением о разрешении на постройку двухэтажного каменного дома на существующем подвальном этаже и дворовых служб.
О хозяйке мы знаем только то, что усадьбой владела с 1888-го года, а муж ее служил в должности секретаря губернского управления и имел чин надворного советника. Состояли ли самарские Статковские в родстве с выдающимся исследователем Кавказа, инженером, писателем и родоначальником дорожного строительства на Кавказе Болеславом Игнатьевичем Статковским – неизвестно.
Согласно окладным ведомостям по недвижимости, дом был выстроен в том же 1895-м году, его архитектурное решение объединяло эклектический стиль с романтическими чертами модной неоготики. Композиция главного фасада, выходящего на ул. Льва Толстого, акцентирована чуть выступающими из плоскости стены ризалитами, завершенными фигурными аттиковыми стенками зубчатых очертаний с декоративными машикулями. Углы здания рустованы, в первом этаже раскрыты широкие прямоугольные окна-витрины и входы в нежилые помещения .
Окна жилых помещений второго этажа завершены клинчатыми перемычками с замковыми камнями и обрамлены наличниками с прямыми сандриками. Подоконные ниши выложены поребриком, межоконные простенки – дощатым рустом. Широкий рельефный фриза оформлен ярусами поясков поребриков и сухариками, а надоконное поле стен в боковых ризалитах декорировано имитацией готических стрельчатых арок.
На фасаде по ул. Садовой аттиков со средневековыми узорами нет, зато во втором этаже вывешен прямоугольный деревянный эркер с мелкой квадратной расстекловкой прямоугольных окон.
В январе 1911-го года дворовое место В.О. Статковской с особняком перешло в собственность крестьянина села Пестрецы Казанского уезда Василия Яковлевича Смолева и, очевидно, уже при новом хозяине главный фасад в уровне первого этажа был облицован яркой и модной изумрудно-зеленой глазурованной плиткой со вставками контрастного бордового цвета.
По некоторым данным, до национализации в 1918-м году готический особнячок успел еще раз сменить хозяина, перейдя в собственность одного из крупнейших самарских домовладельцев Степана Филимонова – но подробности и точные даты отсутствуют.
Что касается использования – наверху располагались съемные квартиры. А в помещения первого этажа въехало открывшееся в 1900-м году самарское представительство компании «Зингер».
Отделение, осуществлявшее доставку, продажу швейных машин и запчастей к ним, возглавлял Эдуард Адамович Таурин. Подход к делу в компании был основательным – от агентов требовалось умение определить, кому из клиентов можно предоставить кредит или рассрочку, а кому нет. У покупателей-крестьян выясняли предполагаемый урожай, у рабочих – стаж работы на предприятии и уровень заработка.
Велась строгая отчетность, а вдобавок к бюрократии все сотрудники компании «Зингер» обязаны были уметь пользоваться швейными машинами. Демонстрация являлась важнейшей частью продаж – молодые женщины-агенты учили клиентов шить и вышивать, сидя прямо в витрине и собирая на Москательной толпы восхищенных зрителей.
После революции особняк заняла удивительная структура. В 1917-1918-м годах в нем находился штаб воинов-интернационалистов – «красных мадьяр». Получившие от большевиков все права, бывшие пленные враги стали участвовать в работе Самарского Совета рабочих депутатов, то есть в управлении Самарой! Правда, уникальное явление, когда пленные правили пленившим их народом, продолжалось недолго.
С окончанием гражданской войны, в 1920-е годы в здании разместился мануфактурный магазин для рабочих и служащих Самаро-Златоустовской железной дороги. В годы развитого социализма в доме Статковской продавал одежду для больших людей магазин «Богатырь», несколько лет работало Самарское отделение Союза художников. На втором этаже по-прежнему располагаются десять жилых квартир.
По поводу судеб бывших владельцев – о Статковских ничего не известно, а Василий Яковлевич Смолев после революции по-прежнему проживал в Самаре. 4 февраля 1930-г года был арестован по обвинению в «контрреволюционной пропаганде», 4 апреля того же года приговорен тройкой ГПУ Средневолжского края к 3-м годам концлагерей. Реабилитирован 26 декабря 1989-г года.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете