Найти в Дзене
Живопись

Один портрет на двоих: впервые в истории

С этой картиной связано так много разных «впервые», что не всё и упомнишь. Начнём с того, что перед нами первый в истории европейской живописи двойной портрет. И едва ли не первая работа в своём жанре, где проработанные элементы интерьера содержат полноценное авторское послание. Пейзаж за окном, расширяющий границы портретной догмы; женский образ, никак не связанный с теистическими мотивами; бытовые и социокультурные отсылки к реалиям эпохи, представляющие ценность для исторической науки, — всё это также случилось впервые. «Сошлось» в рамках единого произведения искусства, став подлинным откровением и прорывом для итальянской живописи XV века.

Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, 42 × 64 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, 42 × 64 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А ещё это первая за долгое время «новая» картина монаха Филиппо Липпи. Новая в том, разумеется, смысле, что спустя века перешла-таки из статуса «полотна неизвестного мастера» в чин работы с точно установленным авторством. За что говорим «большое спасибо» специалистам в области радиоуглеродного и дендрохронологического анализа.

Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент
Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент

Ну и наконец: данная работа вполне может быть первой в своём роде жанровой зарисовкой на тему отношений будущей супружеской пары. Почему именно супружеской и почему именно будущей? С удовольствием поясним.

Как-то раз, давным-давно, мы уже посвящали статью специальным женским портретам, игравшим роль своего рода «брачных объявлений». Обратившись к античной традиции, совместив её с реалиями века и пожеланиями клиентов, художники живописали красавиц «на выданье», дабы облегчить переговорный процесс желающих породниться благородных семейств. Вот и здесь, на портрете кисти маэстро Липпи, мы с Вами лицезреем гордый, но прекрасный профиль юной аристократки «при полном параде». Завышенная линия лба, взгляд «в бесконечность и далее», существенные «комплименты» геометрии профиля, лучшие фамильные украшения и благородная бледность, лишь самую малость тронутая румянцем... Синтез живого обаяния цветущей юности со скульптурной выверенностью «медального» ракурса. Всё в лучших традициях «рекламной живописи» эпохи Возрождения.

Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент
Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент

Находящуюся на переднем плане героиню и расположившегося чуть поодаль героя произведения разделяют (зрительно) окно и участок стены, а также (умозрительно) отдаляет друг от друга перспектива и степень освещённости. Совершенно очевидно, что молодые люди не смотрят друг на друга, как очевидно и то, что они либо знают, либо вот-вот узнают о том, что делят одно пространство. Художник умышленно избегает изображать их парой, дозволяя образам лишь соседствовать на полотне. Явный намёк на то, что их отношениям только предстоит зародиться и развиваться...

Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент
Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент

И в то же самое время между героями портрета имеется пресловутая «химия». Та самая «магия отношений», о наличии/отсутствии которой любят рассуждать ценители жанровой живописи. Пусть даже изображённая весьма схематично, «со скидкой» на пятивековые живописные стандарты и экспериментальный дух полотна. Обратите внимание, уважаемый читатель: мимика героев «отзеркаливает» друг дружку. И эта «эмоциональная синхронизация» явно работает на сближение образов. Лица героев прописаны мастером весьма обобщённо, в отличие от многих деталей антуража. Художник сделал акцент на схожести мимики и одновременно смягчил, почти «ретушировал» те черты лиц героев, что могли бы подчеркнуть расхождения их характеров, их темпераментов. Какой умный и красивый ход! К слову, впервые использованный Липпи именно в этой картине. Художник прекрасно знал о том, что с годами совместной жизни супруги становятся неуловимо, но отчётливо похожи друг на друга. И использовал это знание, дабы «сблизить» образы героев своего двойного портрета, которым ещё только предстоит пуститься в совместный путь по жизни. Браво!

Кроме того, на рукав одеяния благородной итальянки художник нанёс жемчужно-золотую надпись, переводящуюся на русский язык словом «верность». Та самая верность, в которой будущим супругам ещё только предстоит поклясться друг другу...

Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент
Фра Филипп Липпи, «Двойной портрет (Портрет мужчины и женщины у окна)», 1440-е, фрагмент

Ну и наконец, дабы рассеять последние сомнения аудитории, маэстро Липпи «подложил» под руку юноше герб дома Сколари. Чем, собственно, и снял последние вопросы к сюжету своего уникального полотна, далеко выходящего за рамки портретного жанра. Согласно историческим анналам, свадьба благородного Лоренцо ди Раньери Сколари и прекрасной Аньолы Сапити состоялась в 1439 году. Что идеально вписывается во временной промежуток создания шедевра. Картины, где столь многое было задумано и воплощено впервые в истории.

Автор: Лёля Городная