Найти в Дзене
Владимир Терещенко

Советский стратегический инвестор

Прочитал вчера у хорошего эксперта Жанны Швыдкой (не путать с Михаилом) статью «А деньги откуда? В чем уникальность двухконтурной денежной системы СССР?» Ей богу, хорошая статья. Очень толково все рассказано про сталинскую денежную систему и про то, как эффективно она функционировала. Сегодня многие эту систему хвалят, но я еще ни разу не нашел даже у самых сильных экономистов прямого ответа на вопрос: так откуда советская власть брала деньги на свои колоссальные стройки, кто был ее инвестором с бездонными карманами? Вопрос не праздный, ведь нужно как-то по-человечески объяснить, каким образом с 1929 по 1953 годы (исключая войну) стране удалось достичь среднегодового роста экономики в 13,8%. 13,8% - в среднем!

Возможно для экономистов суть дела так очевидна, что они не догадываются объяснить ее простым людям, которые тоже «хотят все знать».

Прежде, чем ответить на вопрос, сразу же выведем за скобки третий контур – внешнеторговый, валютный. Во-первых, здесь была монополия государства, а во-вторых, он действовал как везде – что-то продал за валюту – что-то купил за валюту. В-третьих, промышленный импорт в пору индустриализации быстро уменьшался и ко второй пятилетке практически упал до нуля. Дальше – сами.

Выведем за скобки и наличные деньги – они имели хождение только на розничном товарном и продовольственном рынке и возникали в виде зарплаты трудящихся. Сколько товаров – столько суммарная з/п населения. Товаров стало больше – выросла з/п точно в таком же объеме.

Однако рост промышленности - это главная задача советской экономики, инвестиционно наиболее емкий сектор. Что это за волшебный безнал, и как он питал все отрасли в необходимых им объемах?

Наиболее близко и понятно объяснили это авторы книги Александра Галушка, Артура Ниязметова и Максима Окулова «Кристалл роста к русскому экономическому чуду». В одной из глав эти средства назвали «мнимыми деньгами». Если подумать как следует, то из определения вытекает, что тех денег как будто бы нет. Они мнимые. Но зачем же мучить людей необходимостью «думать как следует» и почему сразу же не сказать суровую неприкрытую правду –

это были не деньги, это был воздух.

Мы часто слышали о финансовых пузырях, которые проклятые буржуи «надувают» на тех или иных рынках с целью привлечь на них максимальные инвестиции. А потом «хлоп», и пузырь лопнул. Инвесторы, надеявшиеся выпустить побольше революционно нового и прибыльного товара, «вдруг» оказываются и без товара, и без своих кровных реальных денежек. Пузырь лопнул.

Помните знаменитый индекс NASDAQ? Вот как-то так (простите за пошлую рифму).

Так вот англосаксы все это срисовали с тех самых воздушных безналичных денег сталинской экономики, которые вроде как были, а на самом деле не были.

Не такими были советские воздушные денежные пузыри. Как Господь Бог вдувал в новорожденное тело человеческую душу в известной легенде, так советские банки вдували во вновь строящийся завод воздух инвестиций, капиталовложений и всегда на выходе получал вполне материальный, конкретный реальный товар – будь то станки, трактора, электричество гидроэлектростанций или буровые вышки.

Схематично это выглядело так. Надо построить завод по выпуску станков. Учрежденное на пустом месте предприятие получает на счет столько-то миллионов рублей. Разумеется, им нет никакого бумажного эквивалента, мешков с деньгами никто в контору не завезет. Просто на счет предприятия записывается данная сумма. Далее согласно смете, проекту и плану эти деньги перечисляются (зачисляются на счета) в строительные организации, поставщикам стройматериалов, поставщикам оборудования, траспортникам, которые обеспечат доставку грузов и другим организациям, занятым в строительстве. Воздух безнала распределился по всем участникам пропорционально вложенному труду и в строгом соответствии со сметой.

Когда завод построят, подключат коммуникации и часть денег уйдет поставщикам электричества, воды, газа, сырья для создания продукции и тем же транспортникам, которые уже будут не только что-то подвозить, но и отвозить готовую продукцию государственным заказчикам.

Завод построили, а реальных денег не потратили.

Впрочем, не совсем так. Реальные деньги все же участвуют в процессе – это зарплата работников каждого из предприятий. Учитывая то, что ее доля в общем объеме вложений невелика (кажется до 10%), основной частью все равно является воздух.

Вложили воздух – получили реальную продукцию.

Эта схема возможна только в государстве, где все предприятия государственные, и где все они функционируют как единый сложный механизм, взаимосвязанных элементов. И наверно теперь проще понять, какую глупость сотворили сначала Никита наш Сергеич, а потом Косыгин с Либерманом, решившие дать предприятиям больше «экономической свободы». Вместе с мнимой в худшем смысле этого слова свободой они получили постоянно действующую проблему – где взять деньги? Потому что деньги теперь требовались какие-то более реальные. Да, безнал сохранялся, но теперь чтобы направить его в то или иное предприятие или на новый проект, требовались личные связи, огромные усилия и непрерывное сидение в министерских кабинетах. А там с усложнением экономики все более запутывались в «подаренной» предприятиям независимости, хозрасчете и других все время возникающих премудростях, призванных вернуть народному хозяйству управляемость и эффективность. Как мы знаем, не вернули, хотя честно упирались до 1990 года с плюсовыми показателями роста экономики, несмотря на усилия генсека все это порушить.

Вот вопрос: неужели это «воздушное безобразие» ничем не ограничивалось, и можно было создавать ежегодно не тысячи, а сотни тысяч новых предприятий?

Все разумное имеет свои границы, и советская экономика тоже имела. Ее потенциал всегда складывался из двух основных составляющих – имеющихся в наличии предприятий и подготовленных кадров. Наверно стоит сюда добавить и разведанные природные ресурсы.

Росло число предприятий, росло число кадров, открывались новые месторождения – увеличивался потенциал роста экономики. Рост экономики возникал из роста экономики. Барон Мюнхгаузен давно потерял из виду болото где-то внизу и поднимал себя за волосы все выше и выше…

Краткое резюме для чайников:

Советский безнал – это воздух.

Советский безнал – это бесплатно.

Владимир Терещенко