Когда я учился в 8-м классе, к нам в школу перевелся Артем. Его папа работал автослесарем, а мама заведовала столовой. В общем понятно, что семья была весьма зажиточной. Поначалу с новым мальчиком никто не хотел общаться, обзывали его «блатным».
А я вот был неконфликтным ребенком и сразу сдружился с новым одноклассником. И я был единственным из класса, кого Артем пригласил к себе домой на день рождения.
Для меня это было немного волнительно, потому что я-то из простой рабочей семьи со средним достатком. А семья Артема - это, можно сказать, элита. Знаете ли, не у каждого папа ездит на Волге, не у каждого мама ходит зимой в норковой шубе, а также далеко не каждый советский ребенок мог похвастаться тем, что отдыхает летом в Болгарии. В то же время мне было очень интересно посмотреть, как они живут, насколько из быт отличается от нашего.
Артем жил в «сталинке» в самом центре, с видом на главную улицу города, по которой проходили 1-майские демонстрации. Вот же повезло - смотреть парад прямо из окна квартиры. Но раньше вида из окна меня поразила высота потолков. С порога обратил на это внимание.
Да уж, в нашей "хрущевке" папа доставал до потолка, если поднимал руки вверх и немного подпрыгивал. А тут без стремянки не обойтись. Благодаря такой высоте потолков можно было позволить себе красивые большие люстры с висюльками. И не с какими-то пластмассовыми, а из настоящего хрусталя.
Большой коридор, раздельный санузел, просторные светлые комнаты, уютный эркер в гостиной - все это, конечно, производило впечатление. Но в те годы я мало что понимал в планировках. Поэтому меня больше впечатлило внутреннее наполнение квартиры.
Буквально с порога я заметил, что в доме нет буквально ни одного свободного угла. Все заставлено мебелью - стенки, шкафы, диваны и кресла, комоды, тумбочки и даже два фикуса в кадках.
Причем вся мебель тоже была чем-то заставлена. Например, на тумбе в прихожей стояло какое-то невероятное количество флаконов с духами и одеколонами. За стеклянной витриной рижской стенки было много хрусталя и фарфоровых статуэток - прямо музей какой-то.
Но больше всего меня, конечно, впечатлил огромный книжный шкаф (буквально от потолка до пола), уставленный подписными изданиями в дорогих переплетах с тиснением.
Конечно, дома у Артема было много того, что по тем временам считалось элементом роскоши. Например, все полы в квартире (даже в прихожей и на кухне) были застелены коврами и дорожками. А еще два огромных настенных ковра было в гостиной.
У них был цветной импортный телевизор (кажется, "Сони"), а мы тогда еще смотрели черно-белый «Рубин-106». А в эркере стояло пианино, на котором, как оказалось, никто не умел играть.
В прихожей, напротив входной двери, обитой дерматином, были наклеены фотообои - какой-то невероятной красоты водопад. А еще меня шокировал ярко-красный кухонный гарнитур. Я то больше видел белые, бежевые. А это что-то диковинное. Когда рассказал маме, она мечтательно сказала, что хотела бы себе такой же.
Конечно, я остался под впечатлением, но, придя домой, осознал, что наш простенький интерьер мне как-то милее, чем «блатной».
А в вашей советской квартире были элементы роскоши?